Бессмертие в индуизме и буддизме

Древние индусы не верили в перевоплощение, а считали, что человек живет лишь раз. Затем он уходит в мир блаженства, в обитель богов, если был хорошим, или же отправляется в ад, если был злым.

Такой же веры придерживались иранцы. Имя этой религии — зороастрианизм — дано ей иранским пророком Зороастром (Заратушрой) около VI — VII вв. до н. э. К тому времени в Индии появилась сложная религиозная система под влиянием арийской, неарийской и самарийской (Sumerian) религий.

Арийцы, родовая группа кочевников, между 1700 и 1200гг. до н. э. захватили северную Индию. Основой их религии было почитание неба, боги их были схожи с римскими и греческими. Самаряне поселились в Вавилоне около 3500 г. до н. э. и приступили к культурным преобразованиям, сформировав почти точную копию современной социальной структуры. Каждое селение имело собственное божество. Со временем появилось множество богов со сложной системой взаимоотношений. Индуизм, выросший на всем этом, ввел иерархию богов, располагавшихся на разных уровнях пирамиды, объединенных по принципу строгой иерархии, силой проходившей, как считалось, через все живое, в том числе и людей. Бог был в каждой живой твари, верили индусы. Индия единственная страна, где религия полагала, что после смерти душа теряет свою индивидуальность и растворяется в высшем существе.

У индуизма нет создателя, но имеется набор текстов, известных как веды. «Веда» — значит «мудрость», «знание». Веды утверждали, что душа человека может родиться заново в обличии другого существа. Переселение душ осуществляется согласно закону Кармы (судьбы): любая живая душа будет постоянно возвращаться в плоть смертного до тех пор, пока не изучит все уроки духовной эволюции.

Индусы склонны к метафизике. Свою жизнь они проводят в поисках объединяющего принципа, который, как они верили, связывает целый мир: это неизвестное, называемое «Брахман» или иногда «Атман». Такие поиски вводят разум в загадочное состояние, такое странное, что трудно поддается объяснению. Это «космическое сознание» было описано одним современным врачом-практиком, сказавшим, что оно представляет «космос» как абсолютно нематериальный, полностью пронизанный сознательным и полностью живой, что вселенная — это Бог, а Бог — это вселенная и никакое зло никогда не входило и никогда не войдет в него.

Зороастр

Буддизм возник в VI в. до н. э., переросли из индуизма. Он предполагал, что рай состоит из нескольких уровней, располагающихся по степени блаженства — каждый новый прекраснее и сладостнее, чем предшествующий. Восхождение через эти разные ступени зависело от индивидуальных достоинств и уровня мышления. К тому же обе религии ставили на первое место не наибольшее личное наслаждение, а избавление от груза «личности». Чисто духовное состояние представляется как «нирвана». Душа может задержаться на уровнях рая для «вечных», но в конце концов покидает их, чтобы продолжить странствие.

В буддийских и индусских поверьях тоже есть ад, где души изнемогают в страданиях. Но ссылка туда не вечна. Например, бог индусов, Кришна, посетил царство мертвых и освободил любимого ученика. В буддизме в ад часто приходит Бодхисаттва и выпускает некоторых его обитателей. Бодхисаттвой называют того, кто достиг высокого духовного развития на пути к тому, чтобы стать Буддой, в результате заслуг, полученных в предыдущих жизнях. Богиня Кван Йин в китайском буддизме в порыве экстаза превратила ад в рай.

Согласно Риг-Веды — часть веды — бог мертвых известен под именем Йама. Сын Вивасванта — первый смертный, которому суждено было умереть и уйти в мир иной, — Йама стал судьей мертвых в китайском, тибетском и японском буддизме. Он изображается как наводящее страх создание, восседающее над адом. Буддийские и индусские поверья в загробную жизнь так же сложны и многоярусны, как и их собственная социальная структура здесь, на Земле.

Источник: Д. Рэндлз, П. Хог «После жизни», 1994.