link141 link142 link143 link144 link145 link146 link147 link148 link149 link150 link151 link152 link153 link154 link155 link156 link157 link158 link159 link160 link161 link162 link163 link164 link165 link166 link167 link168 link169 link170 link171 link172 link173 link174 link175 link176 link177 link178 link179 link180 link181 link182 link183 link184 link185 link186 link187 link188 link189 link190 link191 link192 link193 link194 link195 link196 link197 link198 link199 link200 link201 link202 link203 link204 link205 link206 link207 link208 link209 link210 link211 link212 link213 link214 link215 link216 link217 link218 link219 link220 link221 link222 link223 link224 link225 link226 link227 link228 link229 link230 link231 link232 link233 link234 link235 link236 link237 link238 link239 link240 link241 link242 link243 link244 link245 link246 link247 link248 link249 link250 link251 link252 link253 link254 link255 link256 link257 link258 link259 link260 link261 link262 link263 link264 link265 link266 link267 link268 link269 link270 link271 link272 link273 link274 link275 link276 link277 link278 link279 link280 link281

ВОРОН

ВОРОН — в мифологии и символике собирательное название ворона, вороны и грача; оно толкуется преимущественно негативно, реже — положительно из-за переимчивости этой птицы. В Библии ворон посылается Ноем из ковчега на поиски суши, и он приносит в пустыню пророку Илии хлеб и мясо (позднее точно так же отшельникам Антонию и Павлу). Негативно его значение в вавилонском календаре, где он управляет 13м (дополнительным) месяцем.

В античной мифологии он толкуется негативно, как нескромный болтун, который из-за этого свойства не мог оставаться спутником богини Афины, поэтому она выбрала на его место сову. Сообщается также, что его оперение поначалу было белым, однако Аполлон в наказание за его болтливость сделал его черным или что он был послан Аполлоном за водой, но по пути увидел дерево с незрелым инжиром и стал под ним ждать, пока не созрели плоды, отложив на это время выполнение поручения. Бог поместил его как созвездие Ворон (лат. Корвус, греч. Коракс) среди звезд, где Гидра (созвездие Водолей) не дает ему напиться из чаши (созвездие Кратер).

Тем не менее ворон считался спутником бога Солнца Аполлона (как аналогичным образом в Китае, где «трехногий» ворон воображался на Солнце). Странным является античное поверье, согласно которому вороны несут свои яйца через клюв, благодаря чему они не страдают от тяжелых схваток. Плиний упоминает как бы «придушенный» голос провозвестника несчастья и полагает, что только ворон среди всех птиц, повидимому, понимает свое предсказание.

Позитивно он выступает, когда Аполлон в его облике ведет жителей Феры (Сантори на) в Кирену, когда белый ворон направляет переселяющихся бео тийцев и два ворона показывают Александру Великому путь к храму Амона (см. Рога). В скульптурах, связанных с культом Митры, также часто изображались вороны.

Ворон. Гравюра на дереве из сочинения ПсевдоАльберта Великого, 1531 г.

В раннем христианстве ворон упрекался в том, что он не сообщил Ною об окончании всемирного потопа, и он стал символом человека, попавшего в плен земных радостей, который откладывает свое обращение, — как ворон кричит «кра, кра» (завтра, завтра). Его также упрекали в том, что он живет падалью и будто бы не уделяет внимания своим птенцам. Все это делает его провозвестником несчастья, он предвещает болезнь, войну и смерть и питается мясом висельников. Напротив, у скандинавов есть два ворона, Хугин и Му нин («думающий» и «помнящий»), спутники бога Одина, которого они информируют обо всем происходящем на земле.

Культурный герой — Великий ворон (йель) в иконографии индейцев северозападного побережья Северной Америки

В многочисленных сказках вороны предстают как заколдованные люди. В мифах се вероамериканских индейцев, относящихся к северозападным прибрежным племенам, они даже играют роль творческого сверхъестественного начала. Некоторые христианские святые изображаются вместе с воронами (Бенедикт, Бонифаций, Освальд и прежде всего Мейнрад — оба прирученных последним ворона помогали найти его nело; вороны защищали также тело св. Винсента от хищных зверей). В алхимической символике ворон представляет покрытую чернотой «первоматерию» на пути к философскому камню, причем он часто изображается с белой головой — признаком ожидаемого осветления в ходе превращения.

Ворон: Птенцы ворона. Вильгельм Буш (1832—1908)

Древний Китай, как уже было сказано, видел в трехногом вороне солнечное животное, и здесь рассказывают, что когдато десять таких птиц распространяли невыносимую жару, пока один лучник не подстрелил девять из них. Красный ворон символизировал правителей (ванов) династии Чжоу (до 256 до н.э.), которые сравнивали себя с Солнцем. Вороны являются посланцами богини фей Си Ванму и доставляют ей пищу, а в небесных турнирах они боялись только единорогов.

В геральдике ворон представлен со времен средневековья, например, в гербе семьи Корбет, имения Равенштейн, саксонского города Рабе нау, семьи Бирон (Курляндия) и обители отшельников (Швиц, здесь как атрибут св. Мейнрада). В народном предании ворон, как и сорока, считается вором, а в Исландии считают, что дети не должны пользоваться стержневым пером ворона как питьевой соломинкой, в противном случае они тоже станут ворами. Поэтическисимволически звучит украинская легенда, переданная С. Головиным.

Ворон: Созвездие Ворона на звездной карте АбдурахманаСуфи. Гота, конец 15 в.

В соответствии с ней вороны в раю имели четырехцветные перья, но после грехопадения Адама и Евы они начали есть падаль и стали черными. Только в конце времен в новом раю будет восстановлена их прежняя красота и их карканье станет благозвучной музыкой, которая прославляет творца. После всего сказанного очевидно большое значение ворона как символа в глубинной психологии. Он близок к темной стороне психики, но может также стать позитивно действующим, если у человека есть способность осознанно и целенаправленно с ним полемизировать.

Источник: Ганс Бидерманн « Энциклопедия символов», 1996 г.