link282 link283 link284 link285 link286 link287 link288 link289 link290 link291 link292 link293 link294 link295 link296 link297 link298 link299 link300 link301 link302 link303 link304 link305 link306 link307 link308 link309 link310 link311 link312 link313 link314 link315 link316 link317 link318 link319 link320 link321 link322 link323 link324 link325 link326 link327 link328 link329 link330 link331 link332 link333 link334 link335 link336 link337 link338 link339 link340 link341 link342 link343 link344 link345 link346 link347 link348 link349 link350 link351 link352 link353 link354 link355 link356 link357 link358 link359 link360 link361 link362 link363 link364 link365 link366 link367 link368 link369 link370 link371 link372 link373 link374 link375 link376 link377 link378 link379 link380 link381 link382 link383 link384 link385 link386 link387 link388 link389 link390 link391 link392 link393 link394 link395 link396 link397 link398 link399 link400 link401 link402 link403 link404 link405 link406 link407 link408 link409 link410 link411 link412 link413 link414 link415 link416 link417 link418 link419 link420 link421 link422

Александр Великий

Македонский царь Александр III (356—323 до н.э.) является все же больше на Востоке, чем в Европе, символической фигурой храброго полководца и властелина, продвинувшегося до границ существовавшего человечества. Завоеватель Персии и победитель Дария III (мозаика в Помпее с изображением битвы), основатель города Александрии, человек, посетивший храм Зевса-Амона (Юпитера-Амона) около Мемфиса и удостоенный божественных почестей, разрубивший гордиев узел, прошедший до Инда, он будоражил фантазию сочинителей мифов на Востоке и Западе. Во 2 в. до н.э. в Греции появился роман об Александре, популярный еще и в средние века, который приписывал герою и его воинам фантастические подвиги в борьбе против дикарей на краю цивилизованного мира. Роман был поэтически продолжен в средневековой Византии в «Александрийской песне». Его сирийские варианты видоизменили имя героя в персидское «Искандер». «Двурогий» (прозвище Александра) — по атрибуту рога Зевса-Амона, а в исламской Аравии, как, впрочем, и в центрально-азиатской Уйгурии «Зулькарнаи» воспевается в легендарных поэмах. «Жил в древние времена на Востоке (в городе, называемом Мизир) мужчина по имени Зулькарнаи, достигший возраста 1000 лет…».

Александр Великий с бараньими рогами. Монета чеканки Лисимаха

Рассказывается, что он прошел длинный мост жизни, поднялся на высокую гору и (как герой Гильгамеш шумерских мифов) в поисках тайны долгой жизни обследовал глубины моря, заставил расцвести древо жизни, прошел страну сумерков. Он поднялся также на небо в корзине, которую держали орлы. Еврейская легенда упрекает его в наглой заносчивости и сообщает о том, что он все же должен был в конце узнать установленные человеку границы бренности (он умер неожиданно от лихорадки в Вавилоне). В исламских легендах его пути до границ человеческой ойкумены стали символом героя, который совершает там вдали великие дела. От образа Мухаммеда Александр наделяется «чертами набожного и справедливого царя. Его воздействие состоит в исправлении или наказании неверующих… Его величие является незаслуженным даром Аллаха» (Бельтц, 1980). В противоположность этому в сборнике новелл «Геста Романо рум» («Деяния римлян», примерно 1300) главной темой является бренность славы Александра: «Вчера он топтал землю — сегодня она покрывает его; вчера Александру не хватало всего мира — сегодня для него достаточно 3—4 локтя полотна».

Источник: Ганс Бидерманн « Энциклопедия символов», 1996 г.