ВОРОН

ВОРОН — в мифологии и символике собирательное название ворона, вороны и грача; оно толкуется преимущественно негативно, реже — положительно из-за переимчивости этой птицы. В Библии ворон посылается Ноем из ковчега на поиски суши, и он приносит в пустыню пророку Илии хлеб и мясо (позднее точно так же отшельникам Антонию и Павлу). Негативно его значение в вавилонском календаре, где он управляет 13м (дополнительным) месяцем.

В античной мифологии он толкуется негативно, как нескромный болтун, который из-за этого свойства не мог оставаться спутником богини Афины, поэтому она выбрала на его место сову. Сообщается также, что его оперение поначалу было белым, однако Аполлон в наказание за его болтливость сделал его черным или что он был послан Аполлоном за водой, но по пути увидел дерево с незрелым инжиром и стал под ним ждать, пока не созрели плоды, отложив на это время выполнение поручения. Бог поместил его как созвездие Ворон (лат. Корвус, греч. Коракс) среди звезд, где Гидра (созвездие Водолей) не дает ему напиться из чаши (созвездие Кратер).

Тем не менее ворон считался спутником бога Солнца Аполлона (как аналогичным образом в Китае, где «трехногий» ворон воображался на Солнце). Странным является античное поверье, согласно которому вороны несут свои яйца через клюв, благодаря чему они не страдают от тяжелых схваток. Плиний упоминает как бы «придушенный» голос провозвестника несчастья и полагает, что только ворон среди всех птиц, повидимому, понимает свое предсказание.

Позитивно он выступает, когда Аполлон в его облике ведет жителей Феры (Сантори на) в Кирену, когда белый ворон направляет переселяющихся бео тийцев и два ворона показывают Александру Великому путь к храму Амона (см. Рога). В скульптурах, связанных с культом Митры, также часто изображались вороны.

Ворон. Гравюра на дереве из сочинения ПсевдоАльберта Великого, 1531 г.

В раннем христианстве ворон упрекался в том, что он не сообщил Ною об окончании всемирного потопа, и он стал символом человека, попавшего в плен земных радостей, который откладывает свое обращение, — как ворон кричит «кра, кра» (завтра, завтра). Его также упрекали в том, что он живет падалью и будто бы не уделяет внимания своим птенцам. Все это делает его провозвестником несчастья, он предвещает болезнь, войну и смерть и питается мясом висельников. Напротив, у скандинавов есть два ворона, Хугин и Му нин («думающий» и «помнящий»), спутники бога Одина, которого они информируют обо всем происходящем на земле.

Культурный герой — Великий ворон (йель) в иконографии индейцев северозападного побережья Северной Америки

В многочисленных сказках вороны предстают как заколдованные люди. В мифах се вероамериканских индейцев, относящихся к северозападным прибрежным племенам, они даже играют роль творческого сверхъестественного начала. Некоторые христианские святые изображаются вместе с воронами (Бенедикт, Бонифаций, Освальд и прежде всего Мейнрад — оба прирученных последним ворона помогали найти его nело; вороны защищали также тело св. Винсента от хищных зверей). В алхимической символике ворон представляет покрытую чернотой «первоматерию» на пути к философскому камню, причем он часто изображается с белой головой — признаком ожидаемого осветления в ходе превращения.

Ворон: Птенцы ворона. Вильгельм Буш (1832—1908)

Древний Китай, как уже было сказано, видел в трехногом вороне солнечное животное, и здесь рассказывают, что когдато десять таких птиц распространяли невыносимую жару, пока один лучник не подстрелил девять из них. Красный ворон символизировал правителей (ванов) династии Чжоу (до 256 до н.э.), которые сравнивали себя с Солнцем. Вороны являются посланцами богини фей Си Ванму и доставляют ей пищу, а в небесных турнирах они боялись только единорогов.

В геральдике ворон представлен со времен средневековья, например, в гербе семьи Корбет, имения Равенштейн, саксонского города Рабе нау, семьи Бирон (Курляндия) и обители отшельников (Швиц, здесь как атрибут св. Мейнрада). В народном предании ворон, как и сорока, считается вором, а в Исландии считают, что дети не должны пользоваться стержневым пером ворона как питьевой соломинкой, в противном случае они тоже станут ворами. Поэтическисимволически звучит украинская легенда, переданная С. Головиным.

Ворон: Созвездие Ворона на звездной карте АбдурахманаСуфи. Гота, конец 15 в.

В соответствии с ней вороны в раю имели четырехцветные перья, но после грехопадения Адама и Евы они начали есть падаль и стали черными. Только в конце времен в новом раю будет восстановлена их прежняя красота и их карканье станет благозвучной музыкой, которая прославляет творца. После всего сказанного очевидно большое значение ворона как символа в глубинной психологии. Он близок к темной стороне психики, но может также стать позитивно действующим, если у человека есть способность осознанно и целенаправленно с ним полемизировать.

Источник: Ганс Бидерманн « Энциклопедия символов», 1996 г.