ВОЛОСЫ — по распространенным в народе представлениям носитель жизненной мощи, так как они растут даже после смерти их обладателя, а по библейскому преданию о герое Самсоне, волосы его были вместилищем его силы. Назорей, «во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назорей Господу, свят он; должен растить волосы на голове своей» (Чис 6:4—5), что свидетельствует о протесте против оседлого ведения хозяйства и о стремлении к чистоте древних кочевых времен. Живущие вне цивилизации кающиеся грешники и пророки также отпускали длинные волосы, например Иоанн Креститель, египетские отшельники.
Длинные, укрывающие все тело волосы у кающейся грешницы, например у легендарной Марии Египетской, указывают на такую отрешенность от жизни, когда отвергается роскошь одеяния, но тело тем не менее прикрыто. С другой стороны, в средние века длинные волосы считались признаком гедонистического сибаритства (лат. luxuria), связываясь с обольщающими мужчин русалками или с мятежником Авессаломом (2 Цар 18), запутавшимся своими прекрасными волосами в ветвях дуба и убитым при этом своими преследователями (Авессалом в христианском толковании символизирует человека, запутавшегося в своих заблуждениях).
Поскольку у германцев длинные волосы являлись признаком свободнорожденного, рабы и приговоренные к наказанию остригались. Тонзуры монахов означали отказ от светских свобод. Во многих культурах во время траурных церемоний приносились в жертву волосы: отрезание кос женщинами является символом ухода в монастырь. В экзотических культурах определенные, тщательно уложенные прически часто являются признаками социального положения или рода занятий. Когда дети вырастают из малолетства, их часто поособому постригают, иногда оставляя им специальный локон (прядку, чубчик) вплоть до достижения ими юношеского возраста (например: древнеегипетский бог Гор — ребенок с локоном — Горпахерд, Гарпократ).
Сверхъестественные и демонические существа часто представляются змееволосыми (фурии, этрусский демон смерти Хару, Медуза), а красный окрас волос во многих случаях считается «дьяволическим». «Волосатость» принадлежащих к современным альтернативным движениям и субкультурам является выражением желания быть независимым от норм цивилизованного общества или протестом против них.
Вышеупомянутый мотив нагой девы, укрытой чудесным богатством своих собственных волос, отражен в легендах и сказках достаточно широко, особенно в сюжетах староиспанских баллад. При этом, в частности, речь идет о св. Агнессе и о Магдалине. Известно, что в магии часто прибегают к чародейству с волосами, например лица, на любовь которого надо повлиять, при помощи завязывания узелков на пряди его волос. Широко распространена была в 19 в. мода носить в медальонах локон любимого человека.
Обороты речи изобилуют выражениями, в которых упоминаются волосы, причем в самых разных отношениях («волосы дыбом», «до поседения волос», «притянуть за волосы», «найти волосок в супе», «волосок на зубок», «не отступать ни на волосок», «рвать на себе волосы», «вцепиться в волосы», «висеть на волоске», «волос долог, да ум короток» и др.), и в них сконцентрировано внимание на примечательных для этой телесной особенности чертах, что может быть замечено, наверное, только очень сосредоточенными людьми. См. также Головные уборы.
Источник: Ганс Бидерманн « Энциклопедия символов», 1996 г.
Эротические фильмы для взрослых с русским переводом смотрим онлайн здесь.