ВЕЛИКАНЫ

ВЕЛИКАНЫ — во многих древних духовных традициях символы первичной природы до ее овладения культурным человеком и вместе с тем стадии изначальной дикости, соответствующей диким людям (дикарям). Основной умозрительный посыл, очевидно, заключается в том, что до создания культурных благ только существа человеческого типа с огромной физической силой могли справиться с немилостью окружающего мира. Возможно также на объясняющую легенду повлияли находки больших костей ископаемых животных, будто бы принадлежавших доисторическим великанам (такова теория венского палеонтолога О. Абеля, 1875—1946), а также существование доисторических мегалитических сооружений, создание которых приписывали великанам.

Великаны: Ископаемая кость мамонта, вывешенная как «кость великана» в венском соборе св. Стефана, 1443 г.

В греческой мифологии говорится о гигантах и титанах, которые должны быть побеждены богами, а в скандинавских сагах речь идет о турсах и ётунах, которые являются врагами богов (асов) и людей. Некоторые мифологические школы видят в великанах олицетворение разрушительных сил природы, чтото наподобие виновников лавин, камнепадов или землетрясений, истолковывая вместе с тем борьбу богов и героев против этих чудовищ как выражение утверждения человека по отношению к стихиям. В доко лумбоводревнеамериканских мифах о творении также говорится о родах великанов, которые являлись неудачными вариантами творений божественных творцов и были уничтожены катастрофами.

Великаны: Вольф дитрих убивает великана. «Книга сказаний о героях», 1480 г.

Часто двуполых первовеликанов (Анд рогин) убивали божественные существа, расчленяли их и делали строительным материалом для космоса, например Имира у скандинавов. В легендах великаны чаще всего выступают как нерасторопные, злобные персонажи, которые побеждаются мужеством и хитростью героев (например, киклоп Полифем — Одиссеем), причем эта коварная хитрость часто принимает веселые черты. По народному обычаю, в шествиях масок (например, «Самсон» в Зальцбургском Люнгау) великаны часто сопоставляются с карликами. Теория Эдгара Даке (1878—1945) доказывает, что легенды о великанах и драконах восходят к воспоминанию из дочеkовеческих эпох, в котором, как полагают, зафиксированы в наследственном веществе человеческих предков впечатления от больших рептилий из более ранних геологических эпох.

Источник: Ганс Бидерманн « Энциклопедия символов», 1996 г.