ГОМЕР — в античности идеализированный символ эпического поэтасказителя, владеющего, несмотря на слепоту, божественной проницательностью (как и ясновидец Тиресий), воодушевленного музами. Еще в древности ставился вопрос об исторической реальности, о месте его рождения (Смирна в Малой Азии? Остров Хиос?) и не находил определенного решения. Предполагается, что он жил в 8 в. до н. э., но о жизни его ничего не известно. Вероятнее всего, что две эпические поэмы в размере гекзаметра — «Илиада» (Борьба за Трою) и «Одиссея» (точнее, большая ее часть) — написаны одним и тем же автором, а вот «Гомеровы гимны» и «Война лягушек и мышей» («Батрахомиома хия») скорее всего только приписываются великому певцу. Разделение каждой из эпических поэм на 24 песни, позволяющее заключить о символичности числа 12 (см. Числа), было прежде всего введено в Александрии в эллинистические времена, но тогда почему в течение 12 дней мстит Ахилл за Гектора, Одиссей испытывает 12 приключений и посылает свою стрелу сквозь 12 отверстий для топора?
В этих эпических полотнах представлено много черт еще более древних традиций, к примеру мотив сдвоенного источника реки Скамандр:
«Теплой водою струится один,
и кругом непрестанно
Пар от него поднимается, словно как дым от огнища;
Но источник другой и средь лета студеный катится,
Хладный, как град, как снег, как в кристалл превращенная влага»
(Илиада, XXII, 149—152)
или мотив взвешивания Зевсом жребия судьбы:
«Зевс распростер, промыслитель, весы золотые; на них он
Бросил два жребия Смерти, в сон погружающей долгий…»
(Там же, 209—210; перевод здесь и выше Н. И. Гнедича. — Ред.).
Вергилий, пытавшийся своей «Энеидой» затмить славу Гомера, оценивался в средние века некоторое время выше, чем тот, кто послужил ему образцом, но со времен Гёте и Шиллера Гомер вновь был признан недостижимым символом эпического певца.