ГЕТЕРЫ (греч. Hetairai — соучастницы, союзницы, спутницы, лат. аписае — подруги) — еще и сегодня употребительное выражение, означающее «дам полусвета», причем в современной символике — с негативным оттенком. В Греции гетеры в отличие от афинских супруг, считавшихся вряд ли чемто большим, чем рожающие детей домоправительницы, зачастую были высокообразованными женщинами и отношения с ними считались общественно полезными. Они преуспевали в философии, искусстве и литературе так же, как в музыке и танцах, и сравнимы разве что с японскими гейшами. Определение «соучастницы, спутницы» означает статус, который был недоступен для супруг.
Знаменитыми гетерами были, среди прочих, Аспасия, подруга и вторая жена Перикла, Фрина, возлюбленная Праксителя, Таис, гетера Александра Великого, позднее в Риме Лесбия (у Катулла) и Кинтия (у Проперция). Их нельзя сравнивать с проститутками: часто после смерти гетер им устанавливались величественные надгробия и воздавались божественные почести, как, например, Бели стихе, гетере Птолемея II в Египте. Их положение в дальнейшем оспаривалось; супруга византийского императора Юстиниана I, Фе одора — сама бывшая гетера, — относилась к сословию гетер с презрением и стремилась упечь бывших соратниц по профессии в «покаянный монастырь».
В Спарте гетеры отсутствовали, ввиду чего положение супруг было более свободным и привлекательным. В новейшем словоупотреблении «гетерами» благозвучно именуют проституток из высших слоев общества, типа «дамы с камелиями», но социального статуса, соответствующего гетерам античности, современные «гетеры» вряд ли могут достигнуть. См. также Флора, Блудница.