Словарь символов: ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ в определенные исторические эпохи имели возвышенное эмоциональное воздействие, в них видели гораздо больше того, что было в них заключено на самом деле (см. Цвета). Если «говорящие гербы» часто содержали имена их носителей в форме ребуса — иногда в искаженной форме безо всякой оглядки на подлинное происхождение предмета наименования, ибо не всему, что изображалось в качестве геральдических фигур, придавался серьезный символический подтекст, то в Новое время такой подтекст приписывали путем спекулятивных домыслов.

Такое истолкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма. В настоящей книге в различных статьях используются характерные высказывания из книги «Искусство геральдики» Георга Андреаса Бёклера (1688), поскольку они обладают идейноисторическим содержанием и в связи с этим и ныне могут представлять интерес. Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев, часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства.

Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски» — это скорее маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика. Пока в прошлом веке такие интерпретации обстоятельно дискутировались, геральдика превратилась в самостоятельную вспомогательную историческую науку.

Источник: Ганс Бидерманн « Энциклопедия символов», 1996 г.