Поскольку оно корнями уходит в землю, а его ветви устремлены к небу, оно, как и сам человек, является отражением «сущности двух миров» и посредником между «верхом и низом Во многих древних культурах определенные деревья или даже целая роща не только почитаются как место обитания сверхъестественных существ (богов, низших духов), но дерево в широком смысле рассматривалось как ось мира, вокруг которой группируется космос, например мировое древо Иггдрасиль у северных германцев, или священное Цейба, или Ячкхедерево юкатанских майя, которое растет в центре мира и служит опорой для слоев неба, причем в каждой из четырех сторон света используется по одному цветному дереву этого вида в качестве угловых столбов небосвода.
Известна роль табуирован ных деревьев в библейском раю\ для буддиста священный фикус, под которым на Будду снизошло озарение, является символом «великого пробуждения». В Древнем Египте почитали сикомор (платан), из которого богиня Хатор дает умершему или же птице его души (ба) укрепляющий напиток и еду. В качестве древа жизни почитался шумерский бог растительности Думузи (Таммуз).
В Древнем Китае почитали персиковое и тутовое дерево; кельтские друиды — дуб, который в качестве священного приписывали германскому богу грома и (у греков) царю богов Зевсу. Священные деревья такого рода — частично реально, частично идеализированно и с возвышением до уровня космического символа почти у всех древних народов. В христианской иконографии дерево является символом богоугодной жизни, и его прохождение через годовой цикл указывает на жизнь, смерть и воскресение, а неплодородное или умершее дерево, напротив, — на грешника.
Из древесины райского «древа познания» позже якобы смастерили крест Христа, который отныне стал для верующего древом жизни. Неоднократно его изображали с сучьями и листьями или сравнивали с первоначальным деревом «корня Иисуса». В символике, связанной с деревом, и в почитании его закреплены наконец остатки древней первобытной религии, в которой деревья не просто дают древесину, но и являются одушевленными существами, в которых обитали эль фоподобные нимфы, к которым у человека было чувственное отношение.
На это указывают также деревья с прикрепленными к их стволу иконами («Лесные молитвы» в Австрии), а также рождественская елка, которая почти во всем мире воспринимается как утешительный символ оживления (появления зелени) и обновления. «Древом жизни» считалась прежде всего Мария, благословенная Святым Духом, который в качестве плода мира подарил Спасителя. Представляется, что старые деревенские святыни и места паломничества передают традицию древних «священных деревьев», в которую облачена символика, связанная с Марией, нашему времени: «Мария в трех дубах», «Мария в зелени», «Мария в липах» и т. д.; епископ Эццо Бамбергский воспел крест как благословенное дерево: «И несла твоя ветка небесную ношу, в тебе текла высокородная кровь. Твой плод сладок и хорош».
На христианском Западе широко распространены легенды об отмирающих деревьях, ветвях или палках, которые в качестве знаков изъявления милости Божьей начинали зеленеть. Снабженный ветвями «деревянный крест» средневековой пластики находится во взаимосвязи с символикой воскресения, которое дерево олицетворяет через свой листопад и зимний покой перед новым распусканием листьев. Еврейская легенда гласит, что патриарх Авраам везде, где он бывал, сажал деревья, которые, однако, не всегда принимались; лишь одно дерево на земле Ханаанской быстро пошло в рост. Через него Авраам мог узнать, верил ли тот или иной человек в истинного Бога или был идолопоклонником.
Над правоверными дерево расстилало свои ветви и прятало их в своей тени, а над идолопоклонниками нет. В последнем случае оно отворачивалось и поднимало свои ветви вверх, чтобы лишить их тени. Однако Авраам не отступался от идолопоклонников, а заботился о том, чтобы они приняли истинную веру. «Тем, что Адам вкусил от древа познания, он принес смерть в мир. Однако когда появился Авраам, через другое дерево он снова исцелил мир». Легенда о приносящем исцеление дереве восходит, повидимому, к христианской символике дере вакреста, которая была перенесена в мир Ветхого завета.
Раннехристианский текст «Физиологус» сообщает об индийском дереве «перидексион», плоды которого охотно поедаются голубями, в то время как змея не может к нему приблизиться и бежит от его тени. Оно является указанием на избавителя, «настоящее древо жизни», от плодов которого живут верующие, в то время как дьявол не может к нему приблизиться. В средневековом «Бестиарии» это дерево называется «перинденс»; оно защищает живущих в его тени голубей от дракона. «Небесным плодом древа является мудрость СВЯТОГО Духа, которую человек воспринял в таинствах причастия» (Унтерки рхер).
Прототипом деревьев восстановленного рая является в исламской мифологии дерево «заккум», листьями и плодами которого после Страшного суда кормятся осужденные на вечное проклятье грешники и богохульники. «Однако их колючие ветви и горькие плоды будут вздуваться в их телах, как расплавленная бронза» (Бельтц, 1980). Сад нового рая полон дарящих тень деревьев с лакомыми плодами, которые находятся в распоряжении оправданных богобоязненных людей. Другим деревом исламской религиозной традиции является «мировое древо», на листьях которого записаны имена всех людей; те, что по воле Аллаха отпадают, увлекаются ангелом смерти Израилом, который затем убирает с Земли обреченных на смерть; см. Смерти символы, Фига.