БАРАН (ОВЕН)

БАРАН (ОВЕН) — самец овцы, обозначающий в астрологической небесной символике начальный знак зодиака (см. Звезды). В месопотамском расположении знаков зодиака это небесное поле носило имя «Наемный работник». Греческие легенды о звездах описывают барана как животное, которое когдато носило «золотое руно»; он перенес царских детей — Фрика и Геллу через море в Колхиду. В награду баран был помещен среди звезд, однако свой золотой мех он оставил в Колхиде, поэтому созвездие так слабо светится на небе. Астрологи располагали Овна в одном ряду со Стрельцом и Львом среди «огненных знаков»; его «дневной дом» — Марс, поэтому соответствующий ему цвет — красный, а металл — сталь. В качестве камня месяца значится аметист.

Баран: Солнечный баран и молящийся человек. Наскальный рисунок. Феццан (Северная Африка)

Родившиеся под знаком Овна между 21 марта и 20 апреля по традиции должны отличаться такими качествами, как склонность к борьбе, дух противоречия, любвеобилие и энергия, натиск в движении вперед. У западноафриканского народа йоруба баран — символ и атрибут бога грома Шанго, носителя топора, и гром воспринимается как оглушающее баранье блеяние. Германский бог грозы Тор (южногерманский Донар), метающий молот, был связан с бараном (по другой версии — с козлом) так же, как египетский бог Хнум и позже ЮпитерАмон — с бараньими рогами. Греческий Гермес иногда изображался несущим ягненка (Криофорос) и считался богом пастухов. В глубиннопсихологической символике баран, согласно Э. Эппли, сравним с быком, являясь «символом производящих сил природы, но связан с проблемой духа», вследствие чего в меньшей степени отмечен примитивной разрушительной витальностью (жизненной силой).

Баран. Раннехристианская мозаика. Северная Африка

В Библии баран заменяет человеческую жертву, в качестве которой прародитель Авраам был готов принести своего сына Исаака. Рабби Нанина бен Доза рассказывает, что поскольку у барана десять сухожилий, поэтому у арфы, на которой играл Давид, было десять струн. Из шкуры барана был сделан пояс Илии. Затем он рассказывает о двух бараньих рогах: в левый из них Господь трубил на горе Синай, как сказано: «Звук трубы становится все сильнее» (имеется в виду духовой инструмент шофар, изготовленный из бараньего рога); а правый рог был больше, чем левый, и в этот рог Господь трубит однажды, когда собирает рассеянных изгнанников, о чем написано: «Придет время и протрубит большая труба» (см. Тромбон).

Источник: Ганс Бидерманн « Энциклопедия символов», 1996 г.