ГОРОД — своеобразный критерий для историка культуры, позволяющий установить, можно ли рассматривать ту или иную культуру в качестве высокоразвитой городской и имеющей письменность. Город — это не просто сосредоточие прочных домов, но также центр религиозного и гражданского порядка, окруженный многообразными защитными стенами (в Новом Свете встречающимися очень редко).
На символическом языке город — микрокосмическое отражение космических структур, созданное по плану и целенаправленно заложенное по координатам, в центре которого расположен земной эквивалент точки небесного вращения (см. Мундус, Ось мира, Пуп). Здесь часто находится святилище богазащитника города или богоравного героя, местного божества в ранге царя. Подобное развитие установлено не только в греческом полисе, но также в древних Месопотамии и Египте.
При расширении государства богзащитник центрального полиса вырастал зачастую в государственного бога, который размещал покровителей других городов в своем пантеоне и которого на земле представлял царь. При христианстве защитникпокровитель города принимал часто, хотя и в ослабленной форме, роль прежних боговзащитников. На Западе Иерусалим считался идеальным городом в противоположность Древнему Вавилону, что позднее распространяется и на отношение к Риму.
«Божий град» является также символом Богоматери Марии. Дарохранительнице и ларю с реликвиями (рака) в средневековье нередко придавали вид, напоминающий город со стенами и башенками. Как психологический символ город есть центр регулярной правильной жизни, которого можно достичь лишь после долгого путешествия, если при этом налицо высокая стадия духовной зрелости, если путник мог осознанно пройти ворота центра духовной жизни.