Живые мертвые
Я молил о пощаде, но ее не было, — абсолютно никакой пощады. Это понятно, ибо демоны неспособны на милость. Они были воплощением абсолютного зла. В том месте не было милости. Милость происходит только от Бога Небес [«Господи! Милость Твоя до небес» (Псалом 35:6); «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его» (Псалом 102:17). — Прим. автора.].
Эмоциональные муки, которые я испытывал, невозможно описать. Мои вопли о милости, казалось, еще более усилили их желание мучить меня.
Я осознавал тот факт, что из моих ран не текло никакой жидкости. Ни крови, ни воды, — ничего [«… Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды» (Захарии 9:11); «… душа тела в крови» (Левит 17:11). А в аду жизни нет. «…пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Луки 16:24). — Прим. автора.].
Реальность ада настолько далека от возможности нашего восприятия, что его невозможно описать человеческим языком [Эдвард Доннелли, «Рай и ад».Англ.: Edward Donnelly, Heaven and Неll (Carlisle, РА: Banner of Truth, 2002), 33. — Прим. автора.].
Эдвард Доннелли
Я не переставал удивляться, почему это происходит. Я испытывал непередаваемое отвращение от ужасного, невыносимого зловония, которое исходило от этих тварей. Оно было абсолютно отвратительным, гнилостным и мерзким. Это был самый мерзкий запах разложения, какой я когда-либо обонял [«Иисус… запретил духу нечистому… » (Марка 9:25). — Прим. автора.]. Если взять все разлагающиеся и гниющие объекты, какие только можно вообразить, такие, как открытую канализацию, тухлое мясо, испорченное яйцо, скисшее молоко, разлагающийся труп животного и серу, и усилить их запахи в тысячи раз, тогда можно представить запахи в той камере. И я не преувеличиваю. Зловоние было действительно ядовитым, и один этот запах мог убить человека.
Инстинктивно я уже понял, что некоторые вещи, которые я испытывал, были в тысячу раз хуже, чем на земле, например, уже упомянутое зловоние, сила демонов, громкость криков, полное отсутствие влаги и испытываемое мной чувство одиночества.
Каким-то образом мне удалось немного передвинуться, и я подполз ближе к зарешеченной двери. Я ничего не видел, но помнил, в какой стороне находилась дверь, которую оставили открытой. Наконец, я рванул к ней и выполз из камеры. Очевидно, существа позволили мне уползти и не остановили.
Как только я оказался вне камеры, мой инстинкт побудил меня убраться как можно дальше от места заточения. И снова мне отчаянно захотелось бежать. Я думал только об одном: как бы мне встать на ноги. Однако каждое движение давалось с огромным трудом. Помню, я все думал: «Почему это так трудно?»
После невероятных усилий мне наконец удалось встать. Я был абсолютно обессилен и, в то же время, подавлен тем, с каким трудом мне давалось каждое, самое простое движение. И хотя я теперь был вне камеры, я не мог бежать, и страх продолжал сковывать меня, как удав, сдавливающий свою жертву.
Вдруг я испытал леденящий душу ужас, когда услышал крики бесчисленного количества людей, страдавших от мучений. Наполненные ужасом крики, казалось, проходили прямо через меня, пронизывая все мое существо. Однажды я слышал о том, как один репортер новостей провел ночь в тюрьме, чтобы самому пережить все чувства заключенного. Узники кричали, стонали и выли всю ночь. Он рассказывал, что не мог уснуть из-за этих криков. Но в аду все было намного хуже.
В этой панике и оглушающем шуме я попытался собраться с мыслями. «Я в аду! Это реальное место, и я в нем оказался!» Я лихорадочно пытался понять, что произошло, но это было непостижимо. «Я не должен был сюда попасть, — думал я. — Я хороший человек». Страх был таким сильным, что я не мог его вынести, однако умереть я тоже не мог [«… которые подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2 Фессалоникийцам 1:9); «Чего страшится нечестивый, то и постигнет его… » (Притчи 10:24). — Прим. автора.]. Я знал, что большая часть людей на поверхности Земли не верили и не знали, что внизу имеется целый мир. Они не поверили бы. Но вот, он существует, и он абсолютная реальность. Это настолько жуткое место, настолько концентрированное и враждебное, что преувеличить ужас, там господствующий, просто невозможно. Я не знал, как я туда попал. Тот факт, что я знаю Бога, был каким-то образом удален из моего разума. Позже Сам Господь объяснил мне это. В ретроспективе я вспомнил, что существует несколько мест в Писании, указывающих, что Бог иногда скрывает какие-то вещи от человеческого разума [Конечно, Бог может сделать все, что пожелает, но чтобы получить подтверждение из Библии, мы можем взглянуть на ссылку из Евангелия от Луки (18:34), где Иисус говорит Своим ученикам о Своем распятии и смерти. Там мы читаем, что «слова сии были для них сокровенны (скрыты)», хотя Иисус говорил им об этом. После того как царь Навуходоносор из-за своего греха потерял рассудок и какое-то время жил в полях, как животное, мы читаем в его свидетельстве слова о том, что «возвратился ко мне разум мой» (Даниила 4:33). — Прим. автора.].
Когда я стоял вне камеры, я физически ощущал тьму. В книге Исход говорится, что тьма может быть «осязаемой» (см. Исход 10:21). Эта тьма не похожа на то, что есть у нас на Земле. Однажды мне довелось побывать в угольных шахтах Аризоны, в которых не было никакого света. Я ничего там не видел, однако та темнота и близко не была подобна тьме в аду [«Ты положил меня в ров преисподней, во мрак, в бездну» (Псалом 87:7); «Но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света» (Псалом 48:20). — Прим. автора.].Казалось, тьма обладает собственной силой, и она меня тоже уничтожала [«Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Луки 22:53); «Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы» (2 Петра 2:17; «… того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Притчи 20:20); «… которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуды 13). — Прим. автора.]. Эта тьма не была просто отсутствием света — она была явным и выраженным злым присутствием, ощущением смерти, всепроникающим злом.
Ад — это место бесконечных мучений и ужасающих страданий… место непроницаемой тьмы и место огня… бесконечных мучений тела и души. Ад будет жутким концом для каждого, но некоторые люди там будут страдать больше других [Джон Мак Артур, «Ад — печь огненная». Англ.: John Mac Arthur, Hell — the Furnасе of Fire, tape #GC2304 www.jcsm.org (доступен с 19 сентября 2005 года). — Прим. автора.].
Джон Мак Артур
Я посмотрел направо от себя и вдалеке разглядел смутные очертания пламени, которые тусклым свечением освещали линию горизонта. Я каким-то образом знал, что пламя исходит из огромной бездны, гигантского, ярко полыхавшего Инферно приблизительно в полтора километра в диаметре и где-то в пятнадцати километрах от меня. Я просто это знал. Мои чувства были обострены [В одной из своих книг («Одна минута после вашей смерти») Эрвин Лютцер говорит, что люди, попавшие в шеол (ад), получают «повышенное восприятие и лучшее понимание» (ErwinW.Lutzer, Оnе MinuteAfterYоuDie (Chicago: MoodyPublishers, 1997), 39. В Новом Завете мы приходим к такому же выводу, когда богач в аду «поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Луки 16:23). Как он мог узнать Лазаря, находясь от него на большом расстоянии? Или как он узнал Авраама, которого никогда прежде не видел? — Прим. автора.].
Пламя было сильным, но тьма, казалось, поглощала cвет[«… в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иова 10:22). — Прим. автора.]. Горизонт был едва заметен. Тьма была похожа на черную дыру. Я слышал, что ученые обнаружили во вселенной черные дыры, где сила притяжения настолько велика, что она фактически останавливает движение света, и он уже не может выйти из дыры. Тьма в аду примерно такая же. Там так темно, что тьма, похоже, действительно не позволяет свету двигаться.
Единственными видимыми пятнами были места, освещенные языками пламени. Поверхность там была покрыта острыми камнями, она была голой и пустой. Там не было ничего зеленого, ничего живого, ни единой зеленой травинки, ни листочка, — сплошная пустошь [«… спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми — как мертвые» (Исаии 59:10). — Прим. автора.]. В Ветхом Завете мы читаем: «Тогда низведу тебя с отходящими в могилу… и помещу тебя, в преисподних Земли, в пустынях вечных, с отшедшими в могилу» (Иезекииля 26:20). На Земле даже в пустыне есть жизнь, которая адаптировалась к ее суровым условиям, и в ней есть присущая ей природная красота. Но место, на которое смотрел я, было абсолютно безжизненным и не похожим даже на пустыню.
Одной из болезненных мыслей было понимание того, что я никогда не увижу жену. Она не догадывалась, что я оказался в этом месте. Я не увижу ее никогда, никогда больше. Я даже не мог сказать или объяснить ей свою судьбу. Мы с женой на удивление близки друг с другом, и я всегда говорил ей, что если на Земле произойдет какое-то бедствие и мы расстанемся, обязательно ее найду. Я сделаю все, чтобы найти ее. Но я понимал, что никогда отсюда не выйду. В одном из Псалмов мы читаем: «Да падут на них горящие угли и да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали» (Псалом 139:11). Я не мог даже рассказать ей, что произошло, и одна эта мысль была уже невыносимой [«… Нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой…» (Иова 7:9, 10); «Глаз, видевший его, больше не увидит его…» (Иова 20:9). — Прим. автора.].
Это переживание невыносимых страданий… ощущение одиночества… Осознание того, что эта разлука навечно… Таким образом, человека охватывает чувство безысходности [Христианская теология, второе издание.Англ.: Christian Theology, second ed. (Grand Rapids, MI: Baker Academic, 1985, 1998), 1242-1243. — Прим. автора.].
Миллард Дж. Эриксон
Воздух был наполнен дымом, и в этом воздухе, где недоставало кислорода, повис грязный, скользкий, смертельный смрад разложения [«… враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут» (Псалом 36:20). «и дым мучения их будет восходить во веки веков… » (Откровение 14: 11); «… помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя» (Откровение 9:2). — Прим. автора.]. Казалось, весь кислород был высосан высокими подпрыгивающими языками пламени. Я с трудом дышал. Нехватка кислорода в атмосфере вынуждала меня буквально хватать ртом каждый глоток воздуха. В атмосфере не было влаги. Трудно было сделать даже маленький вдох.
Одним из наиболее тяжелых переживаний стала постоянная, неутолимая жажда и сухость. Пить хотелось ужасно. Во рту было так сухо, что мне казалось, будто я блуждаю по пустыне уже много дней. Там не было воды, не было влаги в воздухе. Я отчаянно желал сделать хотя бы один глоток воды [«… изо рва, в котором нет воды» (Захарии9:11). — Прим. автора.]. Мне, как тому богачу, который испытывал мучения из-за жажды, казалась драгоценной даже одна капля воды (см. Луки 16:24). Очень трудно представить мир без воды. Тогда он воистину стал бы жалким миром. Нам невозможно представить ту невыразимую и крайнюю сухость. Для нас с женой вода всегда была ценностью и удовольствием, но теперь мы ценим ее еще больше. Вода — это животворная субстанция, а в аду нет никакой жизни. Там все мертво.
С мыслями об абсолютной безысходности, наполнившими мой разум, я смотрел на пустую и безжизненную бездну в языках пламени. Все воспоминания о прекрасной жизни, которую я вел, остались в каком-то другом неизмеримо далеком мире и стали прошлым. Не было работы, цели, не было мудрости или возможности поговорить с кем-нибудь или разрешить какие-то проблемы. Не было необходимости в советах, помощи или, каком-нибудь комфорте. Там не существовало никакого смысла. Жизнь кончилась, и все мое существо было наполнено бессмысленным «опустошением» [«… В могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9:10); «Нечестивые же… да умолкнут в аде» (Псалом 30:18); «… беззаконные во тьме исчезают… » (1 Царств 2:9); «Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?… Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?» (Псалом 87:11, 13) (Какое описание могилы!Но ад еще страшнее!); «Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу» (Псалом 113:25). — Прим. автора.]. Увидев гротескные и деформированные существа с неровными плавниками, шишками и искореженными конечностями, источавшими гнилостное и удушающее зловоние, с трудом вдыхая в себя душный, наполненный дымом воздух, я захотел вернуться в свою жизнь. Я подумал о своей красивой жене с ее теплыми, смеющимися зелеными глазами, с ее страстью к жизни, с ее прекрасной чистой кожей и огромной любовью ко мне. Я так по ней тосковал. Я вспомнил, как мы стояли с ней на высокой скале на краю океана и наблюдали, как волны небесно-голубой воды бились о скалистый берег. Помню ясное небо, белые облака, солнечный свет и свежий воздух. Я так по ней тосковал!
Мне захотелось с кем-нибудь поговорить. Но завести интеллектуальный разговор или даже просто разговор с человеческим существом, теперь таким ценным, — было абсолютно невозможно. Все эти мысли молнией пронеслись в моем разуме. Но было бессмысленно думать об этом, и такие мысли могли привести к еще большему разочарованию и бескрайнему отчаянию. Но как я мог принять реальность, с которой мне пришлось столкнуться? Это была реальность, наполненная бесконечной вечностью боли, утраты, одиночества и рока, — самое ничтожное существование. Принять это было просто невозможно.
Краткие моменты воспоминаний погасли, и я снова вернулся в свою трагическую ситуацию. Я мысленно отсутствовал всего несколько секунд. И вдруг я понял, что этот ужас будет продолжаться вечно, и такое понимание ввергло меня в истерическое состояние ума.
Потерянные люди будут наказаны вечным разрушением в результате отделения от лица Господа (см. 2 Фессалоникийцам 1:9). Жизнь без Бога невозможна… Именно Он дает вам каждый вздох, который вы делаете, Его благость окружает нас постоянно… Это Он дает взойти солнцу и над праведными, и над неправедными людьми, это Он посылает дождь на благочестивых и нечестивых (см. Матфея 5:45). Он дарит вам красоту летнего вечера, прохладу освежающего ветерка, Он радует вас вкусом свежеиспеченного хлеба или соком спелого персика. Может, вы пережили экстатические чувства любви. Это все Божьи дары… Это все благословения от Бога… Но в аду все это будет отнято у вас, все достоинство, которым вы сейчас обладаете как образ Божий, будет сорвано с вас… Нечестивые будут гореть в огне, но не сгорят [Доннелли, «Рай и ад», Англ.: Donnelly, Heavenand Неll, 35-37. — Прим. автора.].
Эдвард Доннелли
Мне даже в голову не приходило позвать Бога на помощь, потому что я находился там как человек, не знающий Бога. Мысли о Господе мне даже не приходили на ум [«Ибо в смерти нет памятования о Тебе (о Боге), во гробе кто будет славить Тебя?» (Псалом 6:6); «Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу» (Псалом 113:25). — Прим. автора.]. В этот момент одно из демонических существ снова схватило меня и отнесло обратно в камеру. Оно бросило меня на пол, а другое мгновенно стиснуло мне голову и стало ломать ее. Теперь на меня насели все четверо, и один дергал меня за ногу, другой — за руку, словно я был мертвой добычей [«Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего» (Псалом 49:22); «… и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Луки 12:46); «… и рассечет его… » (Матфея 24:51). — Прим. автора.]. Меня охватил такой ужас, что передать его словами невозможно. Они уже собирались разорвать меня на части, когда совершенно неожиданно меня вынесли из камеры и поставили рядом с огненной бездной, которую раньше я видел на далеком расстоянии.
Ад, по словам Библии, будет вечностью, наполненной горем и болью, неугасимым огнем [Франклин Грэм, «Имя».Англ.:Frаnklin Graham, The Name (Nashville, TN: Nelson Books, 2002), 20. — Прим. автора.].
Франклин Грэм