ВОРОТА часто символизируют не только сам вход, но и скрытое за ним пространство, таинственную силу («Высокая порта (ворота)» как символ власти турецкого султана, «врата ада \ «небесные ворота» Марии). Ворота и двери знаменуют, как и мост, переход, вход в значительное помещение в переносном смысле.
В храмах входы в тайные помещения Святая святых часто обозначались роскошными воротами, через которые имел право проходить только первосвященник. Ритуалы, смысл которых в переходе от одной жизненной ступени к другой, во многих культурах символизируются проходом через ворота; открытие «священных ворот» знаменует религиозные праздники. У ворот Соломонова храма в Иерусалиме по обеим сторонам входа в притвор стояли большие бронзовые колонны.
Древнеримский бог Янус охранял вход и выход. Христианская символика ворот ориентировалась на речение самого Иисуса в Евангелии от Иоанна (10:9): «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…» Церковные ворота, расписанные, украшенные резьбой или рельефами, часто иллюстрируют, каким путем достигается спасение, через изображение как христианских добродетелей, так и преодолеваемых посредством их пороков. Обязанности небесного сторожа у ворот рая исполняют архангел Михаил или апостол Петр, который держит ключи.
Рассказ о герое Самсоне, который поднимает ворота филистимлянского города Газы (Суд 16:3), толкуется как типологический прообраз искупительного подвига Христа, который спасает благочестивых людей доисторического времени, ожидающих своей участи в «преддверии ада» («царстве мертвых»), взламывая засов шеола, что символизирует воскресение.
Во многих культурах святилища охраняются стоящими в воротах сторожевыми фигурами (например, львиными собаками). «Дверь, конечно, важнейшая составная часть дома. Ее открывают, ее закрывают, в нее стучатся, ее запирают. Она — порог, граница. Когда через нее проходят при входе и выходе, то вступают в другие жизненные условия, в другое состояние сознания, потому что она ведет к другим людям, в другую атмосферу» (Алджернон Блэквуд, 1869—1951).