ВИНО в традиционной символике лишь редко рассматривалось в связи с опьянением, но представляло (так как обычным было употребление его с водой) подлинно «духовный напиток», наполненную жизненным огнем жидкость. В некоторых культурах (ди онисийсковакхических) обычай употребления вина сверх меры был культово закреплен, поскольку считалось, что в экстазе опьянения можно достигнуть единения с божеством. Вино должно было разрушать всякое колдовство («истина в вине»), срывать маски лжи, а также услаждать покойных, если им приносить жертву посредством возлияния земле, сквозь которую оно может просочиться к ним.
Как «кровь гроздьев винограда» вино часто рассматривается в тесной связи с кровью и не только в христианском святом причастии. В описываемом смысле оно могло заменять жертвоприношение кровью, которое приносилось мертвым. Культура виноградной лозы на Востоке и в Египте очень стара (она обнаружена уже ок. 3000 г. до н. э. и называлась «эрпи»; темные виноградные гроздья обозначались как «глаза Гора» — бога света). Праздники в этих культурах никогда не обходились без вина (первым чудом, сотворенным Иисусом на «свадьбе в Кане», было превращение воды в вино). В средневековой символике часто проводилось сравнение Христа с виноградной лозой, а его учеников — с ее ветвями.
Крест и древо жизни нередко изображаются как виноградные лозы, а сбор винограда — как символ Страшного суда в конце времен. В отрицательном смысле описывается чрезмерное опьянение в связи с опьянением Ноя, причем непочтительность его сына Хама расценивается как предвосхищение такого же поведения солдат, которые арестовали Иисуса на Масличной горе. В средневековом сборнике новелл «Геста Романорум» (ок. 1300) об этом говорится так: «Ной нашел дикий виноград, который называли лаб руска — по меже (лабра) между пашней и дорогой. Так как этот виноград был кислый, он взял кровь четырех животных, а именно: льва, агнца, свиньи и обезьяны, смешал ее с землей и сделал из этого навоз, который он положил на корни дикого винограда. Так благодаря этой крови виноград стал сладким…
Благодаря вину многие люди становятся львами, обнаруживая гнев, и потому теряют голову. Некоторые становятся стыдливыми, как ягнята, другие превращаются в обезьян вследствие любопытства и безоглядной веселости, которые у них появляются». О «свинских» последствиях опьянения текст не говорит ничего, поскольку этого рода воздействие и без того хорошо было известно. Для Хильдегард Бинген ской (1098—1179) вино имеет большое значение в качестве лечебного средства, но также и как символ. Она связывает это с библейским рассказом о Ное и пишет: «Как только принесла земля, удобренная ранее кровью Авеля, сок нового винограда, мудрость снова начала свою деятельность». Злоупотребление вином, несмотря на его негативное действие, всетаки придает его оглушающей силе большую тайну.
«Хлебное зерно и виноград растут благодаря тайной силе ростка, которую человек не может постичь». Эта сила также действует в святом причастии, превращая хлеб и вино в тело и кровь Иисуса Христа. «Так, вино есть новый сок земли, сок, в котором смерть и жизнь» (Шиппергес, 1957). В исламе имеет место двойственное отношение к вину. Легенда рассказывает, что архангел Джебраил (Гавриил), который выводил Адама и его еще по имени не названную жену из райского сада, сострадая к провинившимся, протянул им гроздь винограда из закрытого отныне для них навсегда сада.
Согласно другой версии, его посох увлажнился от слез сострадания, зазеленел и дал побеги, и плоды его были как слезы ангела, круглые и сладкие. Однако дьявол Иблис напустил посредством колдовства на это растение порчу, и поэтому виноград стал, несмотря на свое происхождение как дара ангела, лишенным благодати. Хотя его потребление и сегодня строго запрещено всем верующим, однако в раю особо избранные пьют «вино, которое запечатано мускусом, пробуждающим жажду так, что они постоянно взывают к нему.
И вино смешивается с водой источника Тасмин, из которого пьют приближенные Аллаха, его избранные». Также в райском потоке течет «вино, которое пьющим восхитительно по вкусу, но они не напиваются допьяна». В глубиннопсихологической символике сновидений, согласно Эппли, появление вина свидетельствует о встрече с духовнодушевным содержанием личности, а не об «алкоголе» в реальном смысле. «Религиозные переживания возвышают вино до подобия божественной крови. Вино — это возбуждение и сила духа, которые преодолевают земную тяжесть и окрыляют фантазию…
Там, где золотое или темнокрасное вино сверкает в хрустальном бокале мечты, там есть положительность и значительность жизни. Чудо вина, увиденное из души, — это божественное чудо жизненного превращения растительного земного бытия в окрыляющий дух». В Восточной Азии (Япония) западному вину соответствует рисовая водка «сакэ», собственно, скорее разновидность пива с высоким содержанием алкоголя (12—16%). Она служит в качестве ритуального напитка при праздновании свадеб и Нового года, а также как символ закрепления заключенных договоров и ее пьют из маленьких лакированных красных деревянных чашечек.