Здесь мы с вами поговорим о символах. Значение символов, их происхождение, история…
Вы можете выбрать категорию, которая вас интересует:
Здесь мы с вами поговорим о символах. Значение символов, их происхождение, история…
Вы можете выбрать категорию, которая вас интересует:
ДУРАК (ШУТ) — лицо, фигурирующее во многих сказках и преданиях, которое находится в связи с придворными шутниками (англ. «jokers») старых монархических дворов. Дураки располагали «свободой шута» и могли безнаказанно говорить правду, если она обряжалась в маску шутки, сатиры и каверзы. … Читать далее
ДУБ — дерево, имеющее глубокий иносказательный смысл; ввиду прочности самой его древесины является символом бессмерти я и долговечности. С древних времен и поныне живут в народной памяти наблюдения о частом попадании в дуб молний, что вошло в поговорки типа: «От … Читать далее
ДУАЛИСТИЧЕСКИЕ (ДВОИЧНЫЕ) СИСТЕМЫ — символические структуры, демонстрирующие силу и убедительность благодаря напряженному взаимоотношению двух своих компонентов, каждый из которых сам по себе не обладает такими качествами. Дуализм изображений имел место уже в пещерной живописи ледникового периода (см. Лошадь). Для подобных … Читать далее
ДРАКУЛА — в восточноевропейском фольклоре воплощение «немертвого» вампира, кровососущего жуткого монстра; является также фантастическим литературным персонажем ирландского писателя Брэма Стокера (его часто экранизируемая ныне книга впервые появилась в 1897 г.). Прообразом легенды о вампирах является исторически засвидетельствованный человек, валашский борец … Читать далее
ДРАКОН — в изобразительном искусстве многих народов важный персонаж большой символической силы. Драконы всегда изображаются в виде рептилий, иногда напоминающих крылатых крокодилов или удавов. Поэтому указание на когдато реально существовавших «драконов» в первом приближении представляется малоубедительным (как о динозаврах в … Читать далее
ДРАГОЦЕННЫЕ (И ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ) КАМНИ из-за своей красоты не только служат украшениями, но и воздействуют на фантазию посредством своего цвета и других свойств. Речь идет о минералах высшей степени прочности, могущих быть обточенными, и отчасти об органических материалах, таких, как кораллы … Читать далее
ДОН КИХОТ Ламанчский — символическая фигура трогательно-героического, не от мира сего, романтика, который спутал мечту с жестокой действительности) и поэтому «борется с ветряными мельницами». Эту фигуру придумал Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616) в виде пародии на героя высокопарных рыцарских романов, … Читать далее
ДОМАШНЯЯ ТУФЛЯ (туфля, каблук) — вошедший в поговорку символ господства жены в супружеской жизни над мужем, которого в этом случае иронически называют «находящимся под каблуком у жены» или «подкаблучником». Обувь женщины, быть может с эротическим тайным смыслом, часто является ее … Читать далее
ДОМ — с конца охотничьего кочевничества ледникового периода символ средоточия существования оседлого человека. Наиболее древние дома (в сегодняшнем смысле), являвшиеся прочным и постоянным местом обитания, раскопаны в Иерихоне (см. Семь) и ЧаталХююке (Анатолийское высокогорье) и относятся ко времени ок. 6500 … Читать далее
ДОЖДЬ. Святая аббатиса Хильдегард Бингенская (1098—1179) сравнивала его с жизненной силой души, которая приводит тело в состояние расцвета, «так что оно не высыхает, подобно тому как в зависимости от увлажнения дождем проявляются жизненные силы земли. А именно: когда влага дождя … Читать далее
ДОБРОДЕТЕЛИ — в христианском искусстве персонифицированные символические образы «трех теологических добродетелей» (вера, надежда и любовь) и «четырех главных добродетелей» (мужество, справедливость, рассудительность и умеренность), которые вместе составляют семеричность. «Теологические добродетели» означаются как дочери св.Софии (мудрости), и их важнейшими атрибутами являются: … Читать далее
ДИКИЕ ЛЮДИ (ДИКАРИ) играют значительную роль в традиционной символике и геральдике. Они считаются олицетворением необузданной природы перед захватившими землю культурными людьми и поэтому часто сравниваются с великанами. Им нередко также приписывается сверхчеловеческое могущество. Классические представители диких людей — сатиры, силены … Читать далее
ДИАНА — с эпохи Ренессанса в Европе расхожее латинское обозначение богини охоты, по гречески Артемиды, которая, однако, имела в это время всего лишь аллегорически-символическое значение. Статуэтки Дианы с серпом Луны в волосах, луком и стрелами в руках и в сопровождении … Читать далее
ДЗИДЗО (букв.: «землянедра») — японская персонификация земли в ее материнском аспекте, выступающая, однако, в мужском обличье. Представляется в виде нищего монаха в скромном одеянии, плешивого и с тарелкой для сбора подаяний в руке (дзи дзобосацу), часто с красным детским фартуком … Читать далее
Поскольку оно корнями уходит в землю, а его ветви устремлены к небу, оно, как и сам человек, является отражением «сущности двух миров» и посредником между «верхом и низом Во многих древних культурах определенные деревья или даже целая роща не только … Читать далее