Прошлые жизни: Свидетельство «против»

Как вы смогли увидеть из описанных опытов, подтверждение прошлой жизни — «память», проявляется лишь в состоянии гипноза. Это уже само по себе — слабое место.

Гипноз, как известно, является измененным состоянием сознания, в котором субъект подвержен влиянию извне. Даже малейший намек, исходящий от лица, задающего вопросы, может спровоцировать ответ. Субъект испытывает необходимость угодить гипнотизеру.

Конечно, в тех обстоятельствах, когда гипноз используют для «контакта» с прошлой жизнью, уже есть предвзятость. И вряд ли испытуемый под гипнозом не захочет испытать это состояние: достаточной мотивацией будет тот факт, что это возможно. А принимая во внимание, что гипнотизер тоже, вероятно, будет надеяться на возможный «контакт», можно предположить, что подопытный прямо попадает в сети «гипнотического возвращения».

Опыты показывают, что если вы «возвращаете» человека к событию, которое тот сознательно не помнит, но точность которого можно проверить по существующим записям, например, порядок, в котором дети сидят в классе, можно наблюдать поразительную точность воспоминаний. Но так же часто встречаются и неточности, обусловленные, вероятно, игрой воображения. Кроме того, приведем пример, как загипнотизированный человек, вспоминая ночь, когда в него якобы стреляли, имел дело с«ложной памятью», поскольку такого на самом деле не было.

Другими словами, состояние гипноза усиливает продуктивность работы мозга, фантазию и память примерно в равных пропорциях — в результате нельзя быть уверенным, что именно вызывает видения в данный момент. Вот поэтому в судебной практике дача показаний под гипнозом практически не используется.

Указанные особенности в сочетании с насущными проблемами криптомнезии (принимая во внимание, что эта способность может усиливаться в состоянии гипноза) ставят под сомнение ценность подобных воспоминаний о прошлой жизни, действительно имевшей место. И если в некоторых случаях (как, например, с Ливонией) мы знаем об источнике и уверены, что это фантазия, то почему такого не может быть в большинстве — или во всех — остальных случаях?

Источник: Д. Рэндлз, П. Хог «После жизни», 1994.