Фермер Джон Фокс, страстный приверженец церкви, его жена и дочери — четырнадцатилетняя Маргарита и двенадцатилетняя Кейт — переехали в маленький деревянный дом в Хайдсвилле, штат Нью-Йорк, в декабре 1847 года.
Первые три месяца семья плохо спала из-за необъяснимых, неведомо откуда доносившихся шорохов и постукиваний. 31 марта 1848 г. они, как обычно, отправились спать. Позднее миссис Фокс описала, что случилось:
«В тот вечер мы пошли спать довольно рано, едва стемнело. Я чувствовала себя неважно: очень вымоталась за день. Только я легла, все началось, как обычно. Дети, спавшие в соседней кровати, слышали постукивание и пытались повторить звуки, щелкая пальцами.
Моя младшая дочь Кэти сказала, хлопая в ладоши: «Мистер Сплитфут, делайте, как я». Моментально раздалось такое же число ударов, как у нее. Когда же дочь перестала хлопать, все на время замолкло.
Затем Маргарита ради шутки сказала: «А теперь повторяйте за мной: «cчuтaйтe» один, два, три, четыре, одновременно хлопая в ладоши». Звуки: раздались, как и прежде. Она даже побоялась повторить их.
Тогда я решила сама задать вопрос, на который здесь вряд ли кто мог ответить. Я попросила у «шума» простучать возраст обеих дочерей.
Тотчас же возраст детей был сообщен правильно. Между ударами была сделана достаточно долгая пауза, чтобы разделить их. Затем, после еще более долгой паузы, прозвучали три выразительных удара — столько лет было нашей младшей дочери, когда она умерла.
Тогда я спросила: «Tom, кто правильно ответил на мои вопросы, — человек?»
Никакого постукивания.
Я спросила еще раз: «Может быть, дух? Если да, то дайте два сигнала.
Как только я закончила фразу, прозвучали два хлопка».
Призрак сообщил о себе, что был при жизни коробейником, звали его Чарльз Б. Росна, убит он был в этом доме кузнецом Джоном Беллом. Тем летом Фоксы раскопали погреб, как объяснил им мертвец, и обнаружили часть человеческого скелета. Пятьдесят лет спустя были найдены еще несколько костей и жестяная коробка.
В дом толпами повалили охотники за сенсациями ите, кто хотел что-нибудь узнать о своих умерших близких. По этой причине сестры решили перебраться к родственникам. Маргарита переехала в дом своей замужней сестры в Рочестере, а Кейт — к друзьям, жившим неподалеку от города Оберна. Постукивание продолжалось и на новых местах. Вскоре девушки были выслежены любопытными обывателями. Возможно, что похлопывание являлось посланием от мертвых родственников и друзей присутствующих. Люди, видевшие девушек, возвращались домой и рассказывали, что странное явление последовало за ними.
Прессу заинтересовала новая сенсация. В 1849 г. в Рочестере девушки устроили первый публичный спиритический сеанс, а затем посетили и другие города в восточных штатах. Происходящее было подобно эпидемии. К толпе присоединялись другие медиумы — оплот этой новой, еще не обретшей силу религии. Вскоре «призрачное постукивание» распространилось по всем Соединенным Штатам, а затем проникло в Европу и в Британию.Таково происхождение спиритизма — движения, основанного вокруг феномена психических особенностей двух девочек-подростков. Его быстрый взлет был вызван естественным любопытством. Первые сеансы проходили в больших залах с элементами научного исследования. Люди приходили, чтобы проверить слухи о возможности мысленного контакта с мертвыми посредством проведения сеансов.
Те, кто достигал успеха, соединялись с другими группами, начинали появляться постоянные общества спиритизма и даже своя церковь.
В 1851 г. три профессора из университета в г. Буффало, штат Нью-Йорк, заявили, что в результате исследования обнаружено, что сестры Фокс прибегали к мошенничеству, чтобы создать «постукивающие» звуки, что включало в себя движение коленных суставов, и якобы получено от Кейт признание, что она щелкала пальцами ног. Но это заявление не нанесло ни особого ущерба сестрам, ни затормозило развитие спиритизма.
Кроме «призрачного стука», спиритизм вобрал в себя и другие феноменальные явления. Телекинез — паранормальное передвижение вещей, в том числе мебели,стал наиболее известным из них. Иногда показывали, как кисти рук, вылепленные из материала, называемого эктоплазмой, манипулировали различными предметами. Говорят, что видели, как существа, сотворенные из такого материала, даже беседовали с присутствующими.
Появились также медиумы с «прямым голосом». Присутствующие на сеансе могли слышать как бы голос умершего, образующийся голосовыми связками медиума. Музыкальные инструменты играли сами по себе и плавали в воздухе вокруг зрителей. Модными также стали «духовные гиды». Обычно для этого вызывались души детей или индейцев. Они «брали под контроль» медиума, вселяясь в его тело, и в таком состоянии транса тот мог говорить голосом усопших. Многие способы бесед с духами, появившиеся в то время, используются и сегодня, хотя и не в такой «театрализованной» обстановке. Ниже в этой главе рассказано, как работают медиумы.