Эта статья явлеется частью книги Робертса Лиардона « Божьи генералы»
«Сотни исцелялись, просто тихо сидя в аудитории без всякой демонстрации и тому подобного. Без ничего. Очень часто не было даже проповеди. Иногда не пелось даже ни одной песни.
Никаких громких демонстраций, никаких громких призывов к Богу, как будто Он глухой. Ни крика, ни восклицания, в тишине Его присутствия. Сотни раз присутствие Святого Духа было настолько реальным, что можно было почти, что слышать биение тысяч сердец как одного целого».
В этой полной тишине голос говорит: «Я верю в чудеса». Внезапно раздаются оглушительные аплодисменты, и тысячи людей видят высокую, стройную фигуру, выплывающую из тени в белом развевающемся платье. Она скользит к центру сцены, и начинается еще одно служение чудес Кэтрин Кульман.
В своем международном служении мисс Кульман положила основание для работы Святого Духа в жизни неисчислимых тысяч людей по всему миру. Ее уникальное служение сместило внимание тела Христова с внешнего проявления сверхъестественных даров Святого Духа назад к ДАЯТЕЛЮ даров, Святому Духу.
Пророческая тональность ее служения предвосхитила то, какой Церковь будет в грядущие времена. Ее служение стало буквально предтечей Церкви будущего.
Хотя сама она называла себя «обычным человеком», Кэтрин была уникальной. Многие пытались имитировать ее голос и ее театральные манеры, но безуспешно. Другие пытались обратить ее особое помазание в технику и методы, но не смогли.
Я благодарю Бога за Кэтрин Кульман. Она была примером человека, бесстрашно заплатившего цену, чтобы ходить в служении Богу. Я благодарен за те уроки, которым научился из ее жизни. И в этой главе я хочу поделиться с вами некоторыми из этих уроков, в том числе с ее собственных слов.
Рыжие волосы и веснушки
Город Конкордия в штате Миссури был основан немецкими эмигрантами, которые стали приезжать сюда в конце 30-х годов прошлого века. Мать Кэтрин Эмма Валкенхорст вышла замуж за Джозефа Кульмана в 1891 году. Согласно записи в ее средней школе, Кэтрин Джоанна Кульман родилась 9 мая 1907 года на семейной ферме примерно в пяти милях от Конкордии. Имя свое Кэтрин получила в честь двух своих бабушек. У нее никогда не было свидетельства о рождении, потому что по законам штата Миссури оно до 1910 года не требовалось.
Когда Кэтрин исполнилось два года, отец продал ферму в сто шестьдесят акров и построил большой дом в городе. Это был тот дом, который Кэтрин всегда называла «своим».
Школьная подруга описывала Кэтрин таким образом: «…Длинные волнистые рыжие волосы и веснушки. О Кэтрин нельзя сказать, что она была красивой. Она не была изящной или женственно привлекательной в полном смысле слова, Она была выше других «в нашей компании» (пять футов шесть дюймов), угловатой и похожей на мальчика по сложению, и она ходила такими большими шагами, что нам с трудом удавалось не отставать от нее».
Будучи маленькой девочкой, Кэтрин отличалась «независимостью, самоуверенностью и стремлением все делать по-своему». Она обводила «папу» вокруг своего маленького пальчика, получая почти все, что хотела от него. По словам Кэтрин, она получала наказания только от матери, жесткой женщины, которая никогда не хвалила Кэтрин и не уделяла ей внимания. Но Кэтрин не чувствовала себя нелюбимой или нежеланной. Отец давал ей всю любовь и привязанность, в которых она нуждалась. Она так обожала своего папу, что даже через тридцать лет после его смерти слезы наворачивались на ее глаза, когда она говорила о нем.
Однажды, когда Кэтрин было около девяти лет, ей захотелось сделать что-нибудь приятное в день рождения матери. Она решила, что подарит ей праздничную вечеринку.
Но Кэтрин не подумала, что день рождения матери выпадает на понедельник. Она обошла всех соседей и попросила их прийти в понедельник с тортами.
Понедельник в доме Кульманов был днем стирки. В любой другой день недели Эмма одевалась с головы до ног в свои лучшие одежды, Никогда не знаешь, когда могут прийти неожиданные гости, и она ужасалась при мысли, что ее кто-то может увидеть в рабочем наряде.
Наступил понедельник, и Эмма Кульман оделась для стирки. Она босиком трудилась над горячим корытом с растрепанными потными волосами в мокрой грязной одежде. Раздался стук в дверь, она пошла, открыть, и увидела соседей, одетых в лучшие наряды. А перед ними стояла Эмма, поникшая и уставшая от стирки. Эмма испытала унижение и сквозь зубы пообещала Кэтрин, что разберется с ней позже.
И она разобралась с ней! Эмма Кульман сделала так, что Кэтрин пришлось есть стоя (сесть она не могла) все торты, которые принесли соседи на день рождения!
Отец Кэтрин научил ее принципам бизнеса. Он владел конюшней. Она любила ходить с ним, когда он собирал счета, и позднее говорила, что всеми своими знаниями в бизнесе обязана ему.
«Папа! Иисус вошёл в моё сердце!»
Кэтрин было четырнадцать лет, когда она родилась свыше. Она много раз в жизни рассказывала историю о том, как ответила на то, что, казалось, исходило прямо от Самого Святого Духа, а не от какого-то человека. Она вышла, скорее, из «религиозного», чем из духовного окружения, и церковь, которую она посещала, никогда не призывала к алтарю, чтобы принять спасение.
Об этом Кэтрин позже писала:
«Я стояла рядом с мамой, и церковные часы показывали без пяти двенадцать. Я не помню имя служителя или даже слова его проповеди, но что-то случилось со мной. Это так же реально для меня сейчас, как это было тогда — это самая реальная вещь, которая когда-либо происходила со мной.
Стоя там, я затряслась так, что уже больше не МОГЛА держать сборник гимнов. Я положила его на скамейку… и зарыдала. Я почувствовала тяжесть (осуждения) и поняла, что была грешницей. Я чувствовала себя ничтожнейшей личностью в мире. Однако мне было всего лишь четырнадцать лет.
..Я поняла, что мне надо было сделать только одну вещь: я проскользнула с того места, где стояла, подошла к первому ряду, села на скамью и плакала. О, как я плакала!
Я была самым счастливым человеком в мире. Тяжесть была снята с меня. Я пережила то, что никогда больше не оставляло меня. Я родилась свыше, и Дух Святой сделал именно то, что Иисус сказал о Нем в Иоанна 16:8″4.
Отец Кэтрин был на кухне, когда она в тот день прибежала домой из церкви, чтобы поделиться с ним своей радостной новостью. Она привыкла рассказывать ему все.
По ее словам, она бросилась к нему и сказала: «Папа… Иисус только что вошел в мое сердце».
Без всяких эмоций он просто сказал: «Я рад».
Кэтрин вспоминает, что она никогда не была до конца уверена, понял ее отец или нет, что она имела в виду. По логике она должна была присоединиться к баптистской церкви своего отца, а не к методистской церкви матери. Но даже тогда она решала по-своему.
Кэтрин говорит, что она никогда не была уверена, рожден ли ее отец свыше. Иногда она высказывала уверенность в этом, но в частном порядке порой выражала сомнения.
Кэтрин, однако, точно знала о сильной антипатии отца к проповедникам. Фактически, по ее словам, он даже презирал проповедников. Если Джозеф Кульман видел проповедника, идущего по улице, он переходил на другую сторону, чтобы не говорить с ним. Он думал, что все проповедники «проповедуют ради денег». Церковь он посещал только по праздникам или в особых случаях, когда там декламировала Кэтрин. Насколько ей было известно, он никогда не молился и не читал Библию.
Их первое объятие
По словам Кэтрин, посещение церкви было столь же важным, как хождение на работу. Она посещала методистскую церковь со своей матерью. Именно там в 1921 году она родилась свыше, Но с 1922 года вся семья числилась членами баптистской церкви. Хотя она вышла из определенной деноминационной среды, ее служение в последующие годы стало экуменическим, и она свободно чувствовала себя во всех церквах, от пятидесятнической до католической. Конфессиональные преграды не сковывали служение Кэтрин Кульман. Она отказывалась быть частью какой-либо деноминации и не связывала свое служение ни с одной организацией. Она связала себя только с Богом.
Когда Кэтрин была подростком, ее мать учила молодых людей в методистской церкви. Сосед говорил, что миссис Кульман была «прекрасным учителем Библии, и Кэтрин, ее сестра и брат, должно быть, получили очень хорошее воспитание дома». Сосед также рассказывал, что он слышал, как в семье Кэтрин кто-то пел по вечерам и кто-то еще играл на пианино.
Хотя ее мать была прекрасным учителем в церкви, она фактически не получила рождения свыше до 1935 года во время одного из служений Кэтрин в Денвере.
Кэтрин пригласила мать на одно из своих служений. После первого собрания Кэтрин вошла в молитвенную комнату позади кафедры, чтобы помолиться за тех, кто ответил на приглашение принять спасение. Затем в молитвенную комнату пришла мать, сказав, что она хочет знать Иисуса так, как Его знает Кэтрин.
«Кэтрин, тронутая до слез, протянула руку и положила ее на затылок матери. В тот момент, когда ее пальцы коснулись матери, та затряслась и заплакала. Это были такие же трепет и плач, какие Кэтрин помнила, когда она стояла позади матери в маленькой методистской церкви в Конкордии. Но на этот раз было что-то новое. Мать подняла голову и начала говорить, сначала медленно, а затем быстрее. Но слова не были английскими, это были чистые, звенящие слова на неизвестном языке.
Кэтрин упала на колени рядом с ней, одновременно смеясь и плача. Открыв глаза, Эмма потянулась к Кэтрин и крепко обняла ее. На памяти Кэтрин мать впервые обнимала ее».
После этого мать не спала три дня и две ночи. Она стала новым человеком, и до конца своей жизни в Конкордии Эмма Кульман имела прекрасные нежные отношения со Святым Духом.
Евангелистка-служанка
Тех, кого мощно использует Бог, отличает добровольное желание оставить все и последовать Его водительству. В 1913 году старшая сестра Кэтрин Миртл вышла замуж за молодого, красивого евангелиста, который только что закончил курс обучения в Библейском институте Моуди. Миртл с мужем Эверетом Парротом начали евангелизационное палаточное служение. Примерно через десять лет после этого, в 1924 году, Кэтрин и Миртл убедили родителей, что воля Божья для Кэтрин заключается в том, чтобы она ездила с ними.
В это время семья Паррота, которая жила в Орегоне, познакомилась с д-ром Чарлзом С. Прайсом, проводившим служение исцеления. Он представил им крещение Святым Духом. Хотя само по себе это переживание было прекрасным, брак семьи Парротов не был счастливым, а теперь к их проблемам добавились и финансовые затруднения.
Из-за всех этих обстоятельств Кэтрин могла бы начать жалеть себя. Вместо этого она старалась занять себя делами по дому Парротов, взяла на себя всю стирку по понедельникам и гладила все белье по вторникам.
Часть ее характера
В это время Кэтрин научилась не только терпеть в неблагоприятных условиях, но и не давать места жалости к себе. Позже многие из ее проповедей исходили из ее личного духовного роста в этих сферах. Для Кэтрин жалость к себе и эгоцентризм были одним и тем же. Совершенно очевидно, что еще подростком она решила не позволять ни одному из этих качеств иметь место в ее жизни, независимо от того, что с ней происходит.
«Будьте осторожны с людьми, будь то члены вашей семьи, или сослуживцы, или ваши работники, будьте осторожны с людьми, которые не могут сказать: «Извините». Такие люди очень эгоцентричны.
Вот почему я повторяю тысячи раз, что это единственный человек, которому Иисус не может помочь, единственный человек, которому нет прощения грехов, это такой человек, который не говорит: «Я прошу прощения за мои грехи». …Такой эгоцентричный человек обычно притягивает к себе болезни, как магнит».
Кэтрин рано поняла, что эгоцентричность вместе со всеми грехами, связанными с «эго», такими, как жалость к себе, снисхождение к себе или даже ненависть к себе, заставляют человека судить или осуждать себя. А это препятствует Духу Святому работать в жизни человека.
Кэтрин всегда говорила, что каждый может пережить действие Духа Святого в своей жизни, если он готов заплатить цену.
«Оплата цены» — не одноразовый опыт. Это начинается с подлинного посвящения, решения следовать за Богом каждый день в жизни.
Было много случаев, когда Кэтрин могла бы решить не признавать те исправления, которые делал Дух Святой. Но, к счастью для тела Христова сегодняшних дней, она делала правильный выбор и таким образом оставила нам пример, которому мы можем следовать.
Проповедовать больше нечего
Кэтрин провела пять лет с сестрой и ее мужем, готовя основание для своего собственного служения. Она работала по дому, чтобы ее присутствие не было обременительным, и проводила много времени, читая и изучая Слово.
В 1928 году семья Парротов приехала в Боис, штат Айдахо. К этому времени они приобрели палатку и у них была пианистка по имени Хелен Гуллифорд. Но их семейные проблемы продолжали обостряться. Поэтому они решили, что Эверет поедет в Южную Дакоту, а Кэтрин, Миртл и Хелен останутся в Боисе и будут проводить служения там.
Через две недели суммы пожертвований было достаточно для оплаты аренды здания, их скромного жилья и покупки пищи. Они жили скудно на хлебе и рыбе9.
Вскоре Миртл почувствовала, что должна присоединиться к мужу. Но Кэтрин и Хелен не видели никакой надежды для своего будущего в продолжении поездок с семьей Парротов, Поэтому, как Павел и Варнава в новозаветные времена, они решили разделиться. Местный пастор в Боисе предложил им проповедовать в маленьком плавательном бассейне, превращенном в миссию — и это стало началом служения Кэтрин Кульман.
После «маленького бассейна» они переехали в Покателло, Айдахо, где Кэтрин проповедовала в старом здании оперы. Здание было грязным, и его надо было сначала привести в порядок. Вы можете догадаться, кто занимался мытьем — конечно же, евангелистка. Оттуда в конце зимы они поехали в Твин-Фоллз, Айдахо, где Кэтрин поскользнулась на льду и сломала себе ногу. Хотя доктор предупредил, что ей нельзя ходить в течение двух недель, она тут же продолжила проповедовать с ногой в гипсе. Она никогда не позволяла своей плоти заставить ее пойти на компромисс с выполнением воли Божьей.
Однажды Кэтрин сказала:
«С той первой проповеди в Айдахо — Закхей на дереве, и Бог знает, был ли кто-то еще на дереве, но я уверена, что я там была, — я точно знаю, что полностью предана Богу. Иисус стал реальностью для меня. И мое сердце заняло правильное положение».
После четырех или пяти проповедей она с юмором сказала:
«…Я думала: «О чем же я еще могу проповедовать?» В Библии больше ничего нет. Я абсолютно истощила свой запас проповедей. За всю жизнь я не смогу придумать что-то еще, о чем можно проповедовать… «
Крепкая и сильная в индюшатнике
Много раз в те ранние годы им приходилось жить в крайне жалких условиях, если сказать самое малое. Однажды в доме, где они договорились остановиться, не оказалось места. Тогда они вычистили индюшатник. Кэтрин часто говорила, что с радостью спала бы на стоге сена — настолько сильной в ней была потребность проповедовать. Позднее она часто смеялась и рассказывала, как закрывала двери и не позволяла никому выйти, пока не убеждалась, что все получили спасение. Это была шутка, тем не менее, она действительно могла простоять у алтаря до утра, молясь с каждым, у кого что-то не получалось.
В других местах, где останавливалась Кэтрин, было, может быть, не так грязно, как в индюшатнике, но не хватало тепла. В те времена комнаты для гостей не отапливались. Позже она рассказывала, как сворачивалась под грудой одеял, чтобы как-то согреть место, где она лежала. Затем она поворачивалась на живот и читала Слово Божье иногда часами напролет.
Ее сердце было «продано» Господу. Это был секрет ее служения. Ее сердце было устремлено к Иисусу. Она решила быть верной Ему и не огорчать Святого Духа.
В ранние годы служения у Кэтрин развились две других черты характера — преданность делу и верность Богу и Его народу. На основе заложенного в ней характера Кэтрин расширяла и развивала свое духовное понимание.
Верность Кэтрин
Что сохраняет в человеке посвящение своему призванию? Ответ Кэтрин — «верность».
«Слово верность в наши дни не имеет особого смысла, потому что встречается редко… Верность — это нечто непостижимое… Это как любовь. Ее можно понять, только когда она проявляется… Любовь — это действие, то же самое относится к верности. Это честность. Это преданность. Это посвящение.
…Сердце мое постоянно. Я буду верна ему, чего бы это ни стоило. Верность — это гораздо больше, чем случайный интерес к кому-то или к чему-то. Это личное посвящение. В конечном счете, это означает: «Вот я. Ты можешь рассчитывать на меня. Я не подведу тебя».
Другими словами, для тех, кто призван на служение, истинная верность выражается в решении никогда не отступать от Божьего призвания. Не добавляйте к этому и не убавляйте от этого — просто делайте это. По словам Кэтрин, когда люди начинают делать свое, их верность перемещается с Бога на них самих.
Я хочу, чтобы это было большим
После проповедей в Айдахо Кэтрин и Хелен переехали в Колорадо. Проведя шесть месяцев в Пуэбло, они прибыли в Денвер. Бизнесмен Эрл Ф. Хевит присоединился к ней в Пуэбло, став ее менеджером. В 1933 году Депрессия была в полном разгаре. Предприятия закрывались, миллионы людей потеряли работу, и церкви боролись за выживание.
Кэтрин была разъездной евангелисткой без всякой финансовой поддержки какой-либо деноминации, однако она верила в большого Бога, ресурсы Которого безграничны. Она верила, что если ты служишь Богу с ограниченными финансовыми средствами, то это означает, что ты служишь не тому богу. Она жила принципами веры и доверия Богу.
Она сказала Хевиту поехать в Денвер и действовать так, будто у них был миллион долларов. Когда он напомнил ей, что на самом деле у них было всего 5 долларов, она ответила:
«Он (Бог) не ограничен тем, что у нас есть или кто мы есть. Он может использовать наши пять долларов и умножить их так же просто, как Он умножил пять хлебов и две рыбки… Поезжай в Денвер. Найди самое большое здание. Достань самое лучшее пианино для Хелен. Наполни зал стульями. Помести большую рекламу в «Денвер пост» и дай объявление по всем радиостанциям. Это Божье дело, и мы будем делать его Божьим путем — большим!»
Хевит поймал ее на слове и последовал ее инструкциям. Здание, которое он арендовал, было, большим складом компании Монтгомери Вард. Служения продолжались пять месяцев, и они сняли еще одно складское помещение. В первый вечер присутствовало сто двадцать пять человек, а во второй вечер уже более четырехсот. Затем помещение наполнялось до предела каждый вечер. Через пять месяцев Кэтрин объявила, что служения закончились, но люди не захотели этого слышать. Один из них предложил оплачивать постоянное помещение и поместить над ним большую неоновую вывеску: «Молитва изменяет положение».
Люди стремились к Слову Божьему. Однако ее основное послание в те годы было о спасении. Время от времени пасторы рождались при ее приглашении принять Иисуса своим Спасителем и Господом. Служение Кэтрин было служением надежды и веры. В это время Хелен организовала хор в сто человек и сочинила большую часть той музыки, которую они пели.
Учитывая такой большой ответ на свое служение, Кэтрин согласилась остаться в Денвере. Все, казалось, шло прекрасно, поэтому они решили найти постоянное помещение. Затем внезапно трагедия пришла с неожиданной стороны.
Папа ушёл
Первую большую травму в жизни Кэтрин пережила в конце декабря 1934 года, когда погиб ее любимый отец. Позже она узнала, что во время сильной метели он упал на обледенелой улице и был сбит машиной, которую занесло, когда она пыталась объехать его.
Из-за этой метели прошло несколько часов, прежде чем друзья смогли связаться с Кэтрин в Колорадо. Узнав, что ее отец близок к смерти, она поехала домой, ведя машину на полной скорости из Денвера через Канзас по направлению к Миссури. Она говорила, что только Бог знал, как быстро она ехала по ледяным дорогам при почти нулевой видимости.
30 декабря Кэтрин прибыла в Канзас-сити, Оттуда она позвонила домой, чтобы сказать отцу, что она уже почти дома, но узнала, что этим утром он умер.
Она приехала домой и увидела, что отец лежит в гостиной в гробу, около которого сидят плакальщики. Травма была почти невыносимой для Кэтрин. В ней поднялась ненависть к юноше, который сидел за рулем машины, сбившей отца.
«Я всегда была счастливым человеком, и папа помогал мне быть счастливой. Теперь он ушел, я сражалась с незнакомым мне странным чувством страха и ненависти. У меня был самый совершенный отец, которого только может иметь девочка. В моих глазах папа не мог сделать ничего плохого. Он был моим идеалом».
Кэтрин уехала из дома более девяти лет назад и за эти годы навещала семью лишь изредка. Теперь отец никогда не сможет услышать ее проповедь. Позже она говорила, что ненависть к тому юноше, который сбил ее отца, кипела в ней, и она извергала этот яд на каждого — вплоть до дня похорон.
«Сидя там, на переднем ряду этой маленькой баптистской церкви, я все еще отказывалась принять смерть отца. Этого не могло быть… Один за другим мои родственники встали со своих мест, и подошли к гробу. Мои две сестры, мой брат. Только я осталась на скамейке.
«Сидя там, на переднем ряду этой маленькой баптистской церкви, я все еще отказывалась принять смерть отца. Этого не могло быть…»
Распорядитель похорон подошел ко мне и сказал: «Кэтрин, разве ты не хочешь увидеть своего отца, прежде чем я закрою гроб?»
Внезапно я осознала, что стою и смотрю вниз — мои глаза были прикованы не к лицу папы, а к его плечу, к тому плечу, к которому я так часто прижималась… я склонилась и нежно положила руку на его плечо в гробу. И когда я сделала это, что-то произошло. Мои пальцы гладили только костюм… в этом ящике лежало просто что-то ненужное, когда-то любимое, но теперь отложенное в сторону. Папы там не было.
Впервые через меня реально прошла сила воскресшего Христа. Я больше уже не боялась смерти… когда мой страх исчез, исчезла и моя ненависть. Папа не был мертв. Он был жив».
Обновленная и улыбающаяся
Кэтрин вернулась в Денвер с новым пониманием и состраданием. После ее возвращения нашли нужное здание, и в феврале 1935 года начался его ремонт. 30 мая того года открылась Денверская скиния пробуждения с огромной неоновой вывеской над ней, как и было обещано — «МОЛИТВА ИЗМЕНЯЕТ ПОЛОЖЕНИЕ». Зал вмещал две тысячи мест, и название Скинии было видно с большого расстояния. В течение четырех следующих лет собрания Кэтрин посещали тысячи людей из близлежащих областей. Служения проходили по вечерам, кроме понедельника.
Центр пробуждения скоро преобразовался в организованную церковь. Она не принадлежала к какой-то деноминации. Затем открылась воскресная школа, было организовано автобусное сообщение для доставки людей на служение. Начались служения в тюрьмах и детских домах. Чуть позже Кэтрин начала вести радиопрограмму под названием «Улыбайтесь всегда».
В 1936 году в Денверской скинии пробуждения служили многие музыканты и проповедники. Одним из них был Реймонд Т. Ричи, выдающийся евангелист, который провел три недели в церкви. Ричи был пионером в американском раннем пробуждении исцеления.
Травму, связанную со смертью отца, Кэтрин назвала «глубочайшим» опытом долины, но она пережила еще один опыт долины, который оказался не менее глубоким.
Что за Уолтрип?
В 1935 году проповедовать в Скинии был приглашен евангелист из Остина, штат Техас, по имени Берроу А. Уолтрип. Он был очень красивым мужчиной на восемь лет старше Кэтрин. Вскоре они начали испытывать взаимное влечение.
Единственная проблема заключалась в том, что он был женат и у него было двое сыновей, Кэтрин, казалось, игнорировала предостережения Святого Духа, говорившего ей, что эта связь была ошибкой. Вскоре после первого визита в Денвер Уолтрип развелся с женой и сказал всем, что жена оставила его. Однако его жена Джесси говорила, что Уолтрип верил, что если человек не любил свою супругу в момент брака, тогда не было завета, и это делает его свободным развестись и жениться второй раз. Оставив жену, Уолтрип больше никогда не возвращался к ней, и его двое сыновей никогда больше не видели своего отца.
Мистер «ошибка»
Оставив семью, Уолтрип переехал в Мейсон-сити, штат Айова, где, представившись холостяком, начал работу по созданию Центра пробуждения под названием Радио «Молитвенный дом». Он был проповедником с эффектными и впечатляющими манерами и начал ежедневные программы по Радио «Молитвенный дом». Кэтрин и Хелен приехали в город, чтобы помочь ему собрать средства для служения.
Вскоре романтическая связь между Кэтрин и Уолтрипом, которого она прозвала «мистер», стала известной всем. Хелен и другие друзья из Денвера искренне советовали Кэтрин не выходить замуж за красивого евангелиста, но она рассудила, что раз жена оставила его, он свободен и может жениться.
Следует отметить, что детали ухода Уолтрипа от жены и его отношений с Кульман не ясны. Те, кто любили и ценили ее служение, хранили это все в тайне. Очевидно, они чувствовали, что Бог простил Кэтрин все ошибки в этих отношениях, поэтому детали были не важны.
16 октября 1938 года Кэтрин объявила своему денверскому собранию, что она собирается присоединиться к служению «мистера» в Мейсон-сити, Айова. Через два дня, 18 октября, почти через шестнадцать месяцев после развода Уолтрипа, Кэтрин и Берроу тайно поженились в Мейсон-сити.
В чем же было дело?
Позвольте здесь ненадолго остановиться. Дело было не в разводе. Конечно, для религиозных людей и для их лицемерно праведных деноминации это имеет большое значение, но для Бога это не вопрос. Он смотрит на это очень просто. По Новому Завету для развода есть две причины. Первая — аморальное поведение одного из супругов. Вторая — когда один из супругов оставляет брак. В таких случаях человек свободен перед Богом и имеет благословение на повторный брак. Если вы приняли решение о разводе, не противоречащее Слову Божьему, то вас ожидает прощение, восстановление и новое, и чистое начало. Лицемерно праведные люди и некоторые деноминации не могут дать вам нового начала, но Бог может помочь вам, если вы ищите Его.
Кэтрин оказалась в ситуации, где действовал лживый дух обольщения, Уолтрип оставил свою жену в Техасе и развелся с ней, что было его первой ошибкой. Затем он попытался оправдать ее с помощью ложной доктрины и обманул окружающих. Брак Кульман и Уолтрипа был полностью неправильным от самого начала.
Oнa почти сделала это…
Кэтрин поверила истории этого человека, что жена оставила его. Однако на сердце у нее было беспокойно в отношении всех их свадебных планов. Она не могла найти покоя своему духу. Большинство считают, что «мистер» вообще не любил Кэтрин. Он любил просто ее способность привлекать людей и собирать деньги. Он был известен своей жадностью и расточительностью. Когда он женился на Кэтрин, его преследовали за долги люди из восьми штатов.
Даже мать «мистера» просила Кэтрин не выходить замуж за ее сына. Она надеялась, что он одумается и вернется к своей прежней жене и детям. Вы можете спросить, почему же тогда Кэтрин вышла за него замуж?
Перед бракосочетанием в Мейсон-сити Кэтрин обсуждала этот вопрос со своими друзьями Лотти Энтони и Хелен. Лотти помнит, как Кэтрин сказала: «Я, кажется, просто не вижу воли Божьей в этом деле». Женщины старались убедить Кэтрин подождать и последовать миру Божьему. Но она не слушала их.
Когда три женщины остановились в Дес-Мойнесе по пути в Мейоонсити, Хелен объявила Кэтрин, что не поедет дальше. Она осталась в гостинице. Лотти согласилась с Хелен и тоже отказалась ехать на свадьбу.
Но Кэтрин нашла другого свидетеля для бракосочетания между ней и Уолтрипом. Во время церемонии Кэтрин упала в обморок. Уолтрип помог ей прийти в себя, чтобы она смогла закончить обряд. Сознательное решение отступить от воли Божьей повисло на ней тяжким грузом. Когда новобрачные ехали обратно в Дес-Мойнес после церемонии, Кэтрин сделала необычную вещь. Кэтрин отказалась остаться в номере гостиницы со своим новоиспеченным мужем. Ее близкая подруга Лотти Энтони утверждает, что Кэтрин прыгнула в машину и поехала в гостиницу к ней и Хелен.
Кэтрин сидела у них в номере, плача и признаваясь, что совершила ошибку и хочет аннулировать брак. Лотти позвонила Уолтрипу, извещая его о планах Кэтрин. Когда Уолтрип пожаловался, что потерял жену, Лотти выпалила: «Прежде всего, она никогда не была твоей!»
Три женщины выехали из Дес-Мойнеса, надеясь объяснить ситуацию собранию в Денвере. Но собрание не дало ей такого шанса. Люди были в гневе на нее за легкомысленное поведение и тайный брак. Лотти сказала, что собрание в Денвере «отдало ее обратно в руки Уолтрипа».
Развеянные мечты
Вся работа, которую Кэтрин усердно строила в течение последних пяти лет, быстро рухнула. Хевит выкупил долю Кэтрин, а Хелен перешла на работу в другую небольшую церковь в Денвере. «Овцы» рассеялись. Из-за этой грубой ошибки Кэтрин потеряла свою церковь, своих близких друзей и свое служение, Даже ее отношения с Богом пострадали из-за того, что Кэтрин поставила «мистера» и его желания выше своего стремления к Богу.
Кэтрин Кульман, которой некоторые поклонялись как «совершенной мадонне», была на самом деле человеческим существом, подверженным человеческим искушениям. Она была великой женщиной Божьей, но великой ее сделали выбор и действия по исправлению ошибки. В условиях косых взглядов, сплетен и отвержения восстановление служения Кэтрин потребовало большой веры и решительности. Говорят, что ее собственные ошибки произвели могущественные откровения, наполнившие ее проповеди об искушении, прощении и победе.
Но это действие и откровение пришли не в одночасье. Если говорить о служении, то следующие восемь лет Кэтрин провела в забвении. Шесть лет она провела в браке, а следующие два года в попытках найти путь назад в служение полного времени. Друзья, бывавшие в Мейсон-сити в те годы, когда Кэтрин жила там, говорили, что она обычно сидела на сцене позади мужа и плакала, когда он проповедовал.
Когда в Мейсон-сити узнали, что Уолтрип солгал относительно своего первого брака, его перестали посещать, и Радио «Молитвенный дом» вскоре закрылось. Несколько раз Уолтрип позволял Кэтрин служить одной в тех местах, где никто не знал, что она была замужем. По крайней мере один раз серия служений была отменена в последний момент, когда пастор, который пригласил ее, узнал от одного прихожанина, что Кэтрин замужем за разведенным человеком.
Боль умирания
В 1944 году, когда они жили в Лос-Анджелесе, Кэтрин оставила Уолтрипа, но он не давал ей развода до 1947 года.
В одном из редких случаев, когда она говорила о тех годах и о том, что тогда происходило, она сказала: «Я должна была сделать выбор, буду ли я служить человеку, которого люблю, или Богу, Которого люблю? Я знала, что не могу служить Богу и жить с «мистером». Никто никогда не познает боль умирания, как я познала ее, потому что я любила его больше, чем саму жизнь. И какое-то время я любила его даже больше, чем Бога. В конце концов, я сказала ему, что должна оставить его, потому что Бог никогда не освобождал меня от моего первоначального призвания. Я жила не только с ним, мне приходилось жить со своей совестью, и осуждение Святого Духа было почти невыносимым. Я устала, пытаясь оправдать себя».
На одном из ее последних выступлений, на встрече вопросов и ответов, молодой человек спросил ее, как «она встретила свою смерть». Он слышал, что она не раз говорила об этой смерти.
Она ответила:
«Это пришло через разочарование, великое разочарование, и я чувствовала, будто весь мой мир пришел к концу. Это не то, что происходит с тобой, это то, что ты делаешь после того, как это происходит. И это возвращается к воле Господа.
В то время я чувствовала, что происходящее со мной было величайшей трагедией в моей жизни. Я думала, что никогда не поднимусь вновь, никогда, никогда. Никто никогда не узнает — если вы никогда не умирали, — о чем я говорю… Сегодня я чувствую, что это была часть совершенной воли Божьей в моей жизни».
Кэтрин не раз говорила, как она пострадала ради служения. Но фактически пострадали и другие люди. Была жена, оставленная в Техасе с двумя маленькими мальчиками, нуждающимися в объяснении, почему они больше никогда не увидят своего папу. Это испытание принесло боль каждому, кто знал и любил эту пару.
Две стороны монеты
Но с момента принятия решения Кэтрин Кульман больше никогда не колебалась в том, чтобы ответить на призвание своей жизни, никогда не отступала от Божьего пути, который Он установил для нее, и никогда больше не видела «мистера». Она купила билет в один конец во Франклин, штат Пенсильвания, и никогда больше не возвращалась.
Кэтрин полностью восстановилась в своей жизни с Богом. Это было трудным временем для Кэтрин, но благословение Божье вскоре пришло к ней. Судьба Уолтрипа остается неясной. Он просто исчез из поля зрения, даже не пытаясь связаться со своей семьей. По словам его бывшей жены Джесси, много лет спустя его брат Джеймс Уолтрип узнал, что Берроу встретил свою смерть в калифорнийской тюрьме, осужденный за то, что он украл деньги у женщины.
Выход из пещеры
Никто не знал, почему Кэтрин выбрала Франклин в Пенсильвании, чтобы начать свое «возвращение». Франклин был городом угольных шахт, заселенным эмигрантами из Германии. Возможно, она чувствовала себя там как дома. Может быть, потому, что ее там приняли. Какой бы ни была причина, это сработало.
Из Пенсильвании через средние штаты она двинулась на юг, в Западную Виргинию и Каролину. В одних местах ее принимали хорошо, в других ее прошлое быстро выходило на поверхность и служения закрывались. В Джорджии газета напечатала историю ее брака с разведенным мужчиной. Кэтрин пришлось уехать автобусом обратно во Франклин.
В 1946 году Кэтрин вышла из «пустыни» и двинулась в «Обетованную землю» своего истинного служения. После неудавшегося тура на Юг ее пригласили провести серию служений в Евангельской скинии на полторы тысячи мест, расположенной во Франклине, Пенсильвания. Скиния была известной, потому что в ней проповедовал Билли Санди. И служения Кэтрин в этом здании были такими славными, как будто последних восьми лет просто не существовало.
Многие голоса
Вскоре после первого служения в Скинии она начала вести ежедневные радиопередачи в Ойл-сити, Пенсильвания. Реакция была такой огромной, что через несколько месяцев она открыла еще одну станцию в Питсбурге.
Ее теперь не избегали, наоборот, забрасывали почтой. Радиостанция Ойл-сити в конце концов была вынуждена не пускать посетителей в студию, потому что они мешали работе сотрудников.
Вторая мировая война только что закончилась, и многого еще не хватало. Однажды Кэтрин во время передачи случайно обронила, что у нее нет больше ни пары чулок, и вскоре после этого станция была завалена пакетами с нейлоновыми чулками.
В те дни, непосредственно после конца войны, Святой Дух двигался, чтобы восстановить тело Христово через дары исцеления. Пробуждение исцеления было в полном разгаре, и великие исцеления являлись через служения таких людей, как Орел Робертс, Уильям Бренхем и Джек Коу. Гордон Линдсей, основатель журнала «Голос исцеления» и Библейской школы Христос для народов, публиковал сообщения с этих великих пробуждений в журнале «Голос Исцеления».
В это время Кэтрин молилась в основном за спасение людей. Но она начинала молиться и за больных, возлагая руки на тех, кто приходил за исцелением. Хотя она презирала термин «исцелитель веры», она посещала собрания этих служителей, надеясь больше узнать об этом Божьем феномене. Кэтрин не имела ни малейшего представления, что «служение исцеления» принесет ей международную известность.
Бывая на различных палаточных служениях, Кэтрин уходила с них с еще большим пониманием. Хотя у нее не было ответов на некоторые вопросы, касающиеся божественного исцеления, она выработала нормы для своего служения:
«В раннем служении меня очень беспокоили многие вещи, которые я видела в области божественного исцеления. Меня смущали многие методы, которые я видела. Меня возмущали неблагоразумные действия, свидетелем которых я была, и ни одно из которых нельзя было связать ни с действиями Святого Духа, ни с природой Божьей.
…До сегодняшнего дня для меня нет ничего более отвратительного, чем недостаток мудрости… Есть одна вещь, которую я не могу терпеть, это фанатизм — проявление плоти, дискредитирующее то, что так удивительно, и то, что так свято».
Кэтрин продолжала говорить о боли в сердце при виде таких собраний. До конца жизни она увещевала людей сосредоточиться и концентрироваться на Иисусе, и ни на чем другом. После посещения одного палаточного служения в Ире, штат Пенсильвания, она сказала:
«Я начала плакать. Я не могла остановиться. Эти взгляды отчаяния и разочарования на лицах тех, кого я видела, когда им говорили, что недостаток веры удерживает их от Бога, преследовали меня неделями. Был ли это Бог всемилостивый и сострадающий? Я ушла из палатки и с горячими слезами, струившимися по лицу, подняла глаза и закричала: «Они взяли моего Господа, и я не знаю, где они положили Его».
Интересно отметить, что Кэтрин Кульман решила не связывать свое служение с изданием Гордона Линдсея «Голос Исцеления». Оно было рупором исцеляющих евангелистов того времени, и Кульман решила не принимать в нем участия. Многие из этих евангелистов были искренними и честными, но другие стремились к сенсационности и использовали на своих служениях сомнительные методы.
Вот приходят и чудеса!
Когда Кэтрин увидела в Слове Божьем, что исцеление дается верующему так же, как и спасение, она стала понимать отношения христиан и Святого Духа. В 1947 году она начала серию лекций о Святом Духе. Некоторые вещи, которые она говорила на своем первом собрании, были откровением даже для нее. Позже она говорила, что бодрствовала всю ту ночь, молясь и читая Слово.
На второй вечер произошло удивительное. Было дано необыкновенное свидетельство об исцелении на служении Кэтрин Кульман. Одна женщина встала и рассказала, что исцелилась в тот момент, когда Кэтрин проповедовала прошлым вечером. Никто на нее не возлагал рук, и даже Кэтрин не знала о происходящем, тем не менее женщина была исцелена от опухоли. Прежде чем идти на вечернее служение, она получила подтверждение исцеления у врачей.
В следующее воскресенье произошло второе чудо. У ветерана Первой мировой войны, признанного полностью слепым из-за производственной травмы, зрение в поврежденном глазу восстановилось на 85 процентов, а в другом на все 100.
Акула, шериф и слава
Когда начали происходить исцеления и чудеса, людей в Скинии стало даже больше, чем при Билли Санди. Бог дал служению Кэтрин Кульман большой успех, но появились дьявольские противники, стремившиеся свести на нет действие и течение Святого Духа на служениях Кэтрин.
Удар был нанесен через М. Д. Малони и попечителей Скинии. Малони стал требовать определенный процент от всех доходов служения, включая те, которые приходят от радиопередач и почты. Кэтрин отказала, и Малони пригрозил, что подаст на нее в суд.
Эта «полемика» сопровождалась тем, что Малони запер двери здания и не пускал ее внутрь. Борьба между сторонниками Кэтрин с угольных шахт и людьми Малони закончилась тем, что сторонники Кэтрин взломали двери, и служения возобновились. Они продолжались там до тех пор, пока приверженцы Кэтрин не собрали 10 000 долларов и не приобрели старый зал для катания на роликовых коньках. Они назвали его Храмом веры. Он был вдвое больше здания Малони и был заполнен до отказа с первого же служения.
По иронии судьбы, именно в этот беспокойный и критический период в 1947 году произошла еще одна изумительная вещь. Однажды вечером у себя дома Кэтрин услышала стук в дверь. Когда она открыла дверь, перед ней стоял шериф, одетый по форме. Он пришел, чтобы рассказать ей, что «мистер» подал на развод в Неваде, что бумаги пришли к нему в офис этим утром и что теперь она выступает в качестве ответчика.
Кэтрин опустила глаза и увидела в его руке бумаги. Она стояла, не поднимая лица. Видя ее стыд и разочарование, шериф взял ее за руку. Он посещал служения Кэтрин Кульман и понимал, что она послана к ним Богом. Зная, что имена популярных людей из бракоразводных документов часто попадают в прессу, шериф решил сохранить конфиденциальность, передав их прямо ей в руки.
Он также заверил ее, что никто, кроме них двоих, никогда не узнает об этом. Кэтрин сказала шерифу, что будет благодарна ему до конца своей жизни.
Его доброта спасла Кэтрин от великой сердечной боли. Через семь лет после этого репортеры все же раскопали эту историю, но к тому времени служение Кэтрин стало настолько широким, что старые дела на нем не отражались.
Великие служения исцеления продолжались в новом зале и стали распространяться на соседние города, дойдя до Юнгстауна в штате Огайо. Дух Святой нашел служение, которое не пыталось приписать себе ни Его дела, ни славу от результатов Его действий.
Бывшая секретарша вспоминает:
«Мисс Кульман была такой нежной к Богу. Я была в Скинии после служения и заглянула в радиостудию. Мисс Кульман, не зная, что кто-то видит ее, стояла на коленях, славя Бога за служение».
По мере роста служения она стала больше подчеркивать не веру, а всемогущество Святого Духа, На ее служениях не было молитвенных карточек, не было палаток для инвалидов, не было очередей больных, ожидающих, когда она возложит на них руки. Она никогда не обвиняла людей в том, что им не удалось принять исцеление из-за своей слабой веры. Казалось, что исцеления могли произойти в любом месте аудитории, в то время как люди сидели на своих местах, смотря в небо и сосредоточившись на Иисусе.
Крыша рухнула
Перед первым ее служением в Карнеги-холле в Питсбурге сторож сказал ей, что даже оперные звезды не собирали полного зала, но она распорядилась установить достаточно стульев, чтобы заполнить весь зал. Она поступила предусмотрительно — свободных мест не было.
На первом послеобеденном служении зал был переполнен. Чтобы принять всех желающих тем же вечером провели второе служение. Музыкальное служение проводили Джимми Миллер и Чарлз Биби, они оставались с Кэтрин до самого конца.
Продолжало расширяться радиослужение, и в ноябре 1950 года Кэтрин стали просить переехать в Питсбург на постоянное время. Даже Мэгги Хартнер, женщина, которая стала ее «правой рукой», согласилась, что они должны переехать. Кэтрин медлила, чувствуя преданность людям во Франклине, которые оставались с ней, поддерживали и любили ее, когда никто другой не делал этого.
Но знамения с неба побудили Кэтрин двинуться в Питсбург. В ответ на просьбы, чтобы она переехала, Кэтрин объявила:
«Нет! Крыша Храма веры должна буквально рухнуть, чтобы я поверила, что Бог хочет моего переезда в Питсбург».
На праздник Благодарения в 1950 году крыша храма рухнула под тяжестью снега после самого большого снегопада в истории этого района.
Через три недели Кэтрин переехала в Питсбург, в пригород ФоксЧапл, где она жила до самой смерти.
«Я хочу быть как Эми»
В 1950 году начало разворачиваться всемирное служение. В конце жизни Кэтрин говорила, что Бог не призвал ее строить церковь. Она утверждала, что ее служение не должно ограничиваться каким-либо зданием. Кто-то, возможно, и призван строить здания, но она не входит в их число.
Тот факт, что она на самом деле строила церкви, сильно затенен известностью ее служений чудес. Организация «Кэтрин Кульман Фаундейшн», расположенная в Питсбурге, финансировала более двадцати церквей с местными пасторами на иностранных миссионерских полях.
Многие из любви и уважения называли ее «пастором», но после Денвера она больше никогда не была пастором церкви. Кэтрин говорила, что она не призвана к пятистороннему служению, о чем сказано в Ефесянам 4:11. Она ходила в простоте, чтобы быть «служанкой» Господа.
Близкие к ней люди говорили, что в самом начале своего служения Кэтрин объявила, что она будет следующей после Эми Семпл Макферсон, основательницы деноминации Четырехугольного Евангелия. Эми определенно была образцом для Кэтрин. Когда блистательная «сестра» построила Ангельский храм в Лос-Анджелесе, Кэтрин была там в самом расцвете ее популярности. Говорят, что Кэтрин посещала Библейскую школу Эми и сидела на балконе ее церкви, впитывая каждый штрих помазанных проповедей и сценических приемов «сестры». В отличие от других студентов этой Библейской школы, Кэтрин решила не оставаться с деноминацией Четырехугольного Евангелия. Она избрала независимый путь. Интересно отметить, что Рольф, сын Эми Семпл Макферсон, не помнит, чтобы Кэтрин была студенткой школы.
Хотя она никогда не встречала Эми лично, ее служение оказало на Кэтрин несомненное влияние. Но между ними была существенная разница: Эми учила людей искать крещения Святым Духом, а Кэтрин учила, что «поиск» его был придуманной практикой. Кэтрин была пятидесятницей, но она не ставила на этом точку. Люди всегда сравнивали Кэтрин с Эми, но прошло шесть лет после смерти Эми, прежде чем имя Кэтрин стало появляться в заголовках национальных газет26.
Церковь в эфире
Ее проповеди были слышны по всем Соединенным Штатам и в различных местах за рубежом, благодаря передачам на коротких волнах. Казалось, что вся Америка с нетерпением ждет этот теплый, приятный голос, который спрашивал слушателей в начале программы: «Привет, вы меня ждали?»
Ее радиопрограммы не были религиозными или скучными. Наоборот, слушатели чувствовали себя так, будто Кэтрин Кульман просто зашла на чашечку кофе. Она служила нуждам людей, их заботам и проблемам, и ее ободрение изменяло жизнь слушателей. Она часто шутила, как бы давая понять, что разговор идет по душам. Если ей хотелось кричать, — она кричала; если ей хотелось петь, — она пела. Кэтрин умела служить на радио так же, как она служила на публике. Немногие могли делать это так, как Кэтрин. В «Кульман Фаундейшн» приходили заявки на записи старых выступлений по радио в течение шести лет после ее смерти!
В течение более восьми лет перед смертью ее телепередачи транслировались по всей стране. В те годы ее серийные получасовые программы были самыми длиннными среди тех, которые записывались на Си-Би-Эс, хотя передавались они по другому каналу.
Все надо делать, как хочет Кэтрин
Ее служения переместились из Карнеги-холла в Первую пресвитерианскую церковь в Питсбурге, и эти служения многие годы посещали самые известные и уважаемые учителя Библии в Питсбурге. Последние десять лет жизни она проводила ежемесячные служения в Лос-Анджелесе, где она служила бесчисленным тысячам и где сотни людей получили исцеление. Она выступала также в больших церквах, на конференциях и международных встречах. Ей особенно нравилось проводить служение на собраниях Международного братства бизнесменов Полного Евангелия, основанного Демосом Шакаряном в Лос-Анджелесе.
Прошло несколько лет, прежде чем Кэтрин согласилась проводить служения чудес на конференциях. Она чувствовала, что распорядок конференции с расписаниями и лимитами времени может ограничить свободу Духа, что было главным в ее служениях.
Если кто-то хотел, чтобы Кэтрин выступила заодно с ним, ему приходилось подстраиваться под нее. Она знала, что Бог призвал ее служить определенным образом и что изменений быть не должно. Если ей казалось, что ее свобода ограничивается, или если присутствовали сомнительные личности, которые могли испортить ее служение, она отменяла его. Говорили даже, что «главные уже не были главными», когда присутствовала Кэтрин.
Она умирала тысячу раз
Кэтрин никогда не проповедовала против курения или алкоголя. Она не защищала их употребление, но не хотела отчуждаться от людей. Ей также не нравилась манера служения некоторых исцеляющих евангелистов. Кэтрин считала ее «грубой» и не поддерживала такой тип служения.
Она никогда не учила, что болезнь от дьявола, Она избегала этого предмета, предпочитая указывать на то, как велик Бог. Она чувствовала, что если сможет обратить взгляды людей на Бога, то все станет на свои места. В своем раннем служении она призывала людей оставлять свои деноминации. В свои поздние годы она призывала их возвращаться и быть там ярким светом и исцеляющей силой.
Говорят, что молитва была ее жизнью. Она постоянно разъезжала и не имела для нее определенного времени и места, поэтому она научилась делать своей молитвенной комнатой любое место, где она находилась. Перед служениями можно было видеть, как Кэтрин «ходит взад и вперед, то поднимает, то опускает голову, то возносит руки вверх, то складывает их за спиной». Ее лицо покрывалось слезами. Казалось, что она умоляет Господа, говоря: «Благой Иисусе, не отними от меня Твоего Святого Духа».
Такая глубокая молитва, казалось бы, должна быть сугубо личной, но с Кэтрин это было не так. Ее много раз прерывали каким-нибудь вопросом, на который она отвечала, а затем погружалась в ту же самую глубину молитвы, из которой ее вывели. Орел Робертс описывал ее отношения со Святым Духом таким образом:
«Казалось, будто они разговаривают друг с другом, и нельзя было сказать, где начинает Кэтрин и где продолжает Святой Дух. Это было единение».
На ее служения приходили люди из всех слоев общества и деноминаций. Католики, епископалианцы, пятидесятники, баптисты, пьяницы, больные, умирающие, глубоко духовные и необращенные, И Кэтрин знала, что она была тем сосудом, который должен указать им на Бога. Она умела переходить границы и приводить всех на один уровень понимания. Как ей это удавалось? Думаю, что это происходило благодаря полной отдаче Духу Святому. Она всегда говорила: Я умираю тысячу раз перед каждым служением».
Будучи экуменическим евангелистом, Кэтрин никогда не допускала на служениях действия дара языков, дара истолкования или пророчества. Если кто-то продолжал громко говорить на языках, мешая другим, она незаметно удаляла человека из зала. Кэтрин верила во все дары Духа, но не хотела делать ничего, что мешало бы приближению к простой вере в Бога.
Однако она позволяла людям быть «низложенными в Духе». Многие начинали верить в потрясающую силу Божью, будучи свидетелями, только одного этого проявления.
«Я верю, что наше человеческое существо не может вынести полноту силы Божьей, и когда мы включаемся в эту силу, мы просто не можем перенести ее. Мы питаемся от низкого напряжения, а Бог — это высокое напряжение через Духа».
Она никогда не уходила со сцены, даже когда служили музыканты или солисты. Она обычно останавливалась сбоку сцены, но всегда оставалась на виду у аудитории, улыбаясь и воздевая руки к Богу.
Кэтрин всегда сознавала, что однажды она предстанет перед Богом и даст Ему отчет о своем служении. Она никогда не верила, что была первым выбором Бога для этого служения, Она верила, что другие люди были призваны делать это, но они не пожелали заплатить цену, У нее никогда не было достаточно уверенности, что она была даже вторым или третьим выбором, но она знала, что ответила «да» Господу. Ее служение выглядит одним из ведущих служений, если не просто ведущим служением харизматического движения.
Невозможно перечислить все
Какие совершались удивительные чудеса? Хотя они совершались тысячами, самым большим чудом для Кэтрин было рождение человека свыше, В одном случае пятилетний мальчик, калека от рождения, поднялся на сцену к Кэтрин без посторонней помощи. В другом случае женщина-инвалид, прикованная к коляске двенадцать лет, взошла на сцену, даже не опираясь на руку мужа. Человек из Филадельфии, которому восемь месяцев назад установили стимулятор сердца, ощутил сильнейшую боль в груди, когда Кэтрин возложила на него руки. Вернувшись домой, он обнаружил, что шрам на груди в том месте, где ему поместили стимулятор, исчез, и он не мог сказать, работает ли тот, Позже, когда доктор сделал рентген, он обнаружил, что стимулятора там нет и что сердце человека исцелилось.
Было обычным делом, когда исчезали опухоли и рак, когда слепые прозревали, а глухие обретали слух. Головные боли прекращались сразу же. Даже больные зубы божественным образом восстанавливались. Просто невозможно перечислить все чудеса, которые происходили на служениях Кэтрин Кульман. Только Бог знает все.
Кэтрин плакала от радости, видя тысячи исцеленных силой Божьей. Люди даже помнят, как ее слезы падали им на руки.
Говорят также, что Кэтрин плакала, когда видела людей, уходящих неисцеленными или на инвалидных колясках. Она никогда не пыталась объяснить, почему одни получают исцеление, а другие нет. Она верила, что это Божье дело. Она часто говорила о себе, как об исполнителе, а не об авторе. Какой бы ни поступал план действий, она должна была повиноваться, Но она говорила также, что это будет одним из первых вопросов, который она задаст Богу, когда попадет на небеса!
Северный взрыв
В августе 1952 года Кэтрин проповедовала в Экроне, штат Огайо, в палатке Рекса Хамбарда, вмещавшей более полутора тысяч человек. Как только начала заниматься заря перед первым воскресным служением Кэтрин, семья Хамбардов была разбужена громким стуком в их дверь дома на колесах. Там стоял полицейский, Он сказал: «Преподобный Хамбард, надо что-то делать, У палатки собралось где-то около восемнадцати тысяч человек». Время было четыре утра. Служение должно было начаться только в одиннадцать.
Кэтрин, привыкшая к тому, что всех желающих невозможно разместить под одной крышей или в одной палатке, сказала Хамбарду, что остается только начать служение в восемь утра. Они так и поступили. Мод Эми, жена Рекса, вспоминала, что Кэтрин служила в тот день до половины третьего.
После этих собраний семья Хамбардов поставила свой передвижной дом на приколе в Экроне и впоследствии организовала одну из самых больших церквей и одно из самых больших телевизионных служений того времени, т, е. 60-х — 70-х гг. После совместной работы в Экроне Кэтрин подружилась с семьей Хамбардов на всю жизнь.
В это время у Кэтрин обнаружили расширение сердца и нарушение работы митрального клапана, Однако она продолжала идти вперед, оставаясь в полной зависимости от Святого Духа.
Блеск и падающие звезды
Теперь Кэтрин стала яркой фигурой, как среди христиан, так и в мире. На ее служения приходили звезды экрана. Известная актриса Филлис Диллер порекомендовала даже одну из книг Кэтрин своему находящемуся при смерти поклоннику. Папа Римский предоставил Кэтрин личную аудиенцию в Ватикане и подарил ей подвеску с выгравированным голубем. Самые большие города Америки встречали ее с «ключами» от своего города. Даже Вьетнам вручил ей почетную медаль за помощь больным.
Но в зените славы были и нападки. Некоторые из них она просто игнорировала. Но были и такие, которые глубоко ранили ее. К ним относится предательство ее работников Дино Картсонакиса и его зятя Пола Варфоломея. Говоря коротко, Дино и его зять потребовали огромного повышения оплаты, когда узнали, что «Кульман Фаундэйшн» подписала выгодный контракт.
Кэтрин очень нравилось, как выступает Дино. Нет сомнения, что многие из посещавших ее служения помнят, как тепло она представляла его, широко раскрывая руки: «А теперь Дино!» Кэтрин вытащила Картсонакиса из нищеты и ввела его в международное служение. Говорят, что она одела его в самые лучшие наряды и постоянно превозносила его имя перед прессой.
Но Дино попал под влияние своего зятя Пола Варфоломея. Варфоломей был самым высокооплачиваемым сотрудником, но он хотел больше и подал иск с требованием возмутительно большой суммы денег. Кроме того, Кэтрин не одобряла выставляемые напоказ отношения Дино с мирской певичкой, он обиделся и тоже потребовал повышения платы. В результате Кэтрин уволила обоих. Но до этого они успели выдвинуть против нее множество публичных обвинений, касающихся ее характера, о чем узнал весь мир.
В последние годы жизни Кэтрин особенно не анализировала характер своих сотрудников. Она просто выбирала людей, которые ей внушали симпатию, но часто эта симпатия продолжалась недолго и превращалась в сердечную боль. Возможно, ошибки в подборе людей объяснялись ее эмоциональной и физической усталостью. Ее расписание было крайне плотным. Ее предупреждали, что Варфоломея и Картсонакиса привлекать к работе не стоит, но Кэтрин все равно приняла их, потерпев в конечном итоге фиаско.
Было совершено много оценочных ошибок, ошибок, связанных с недостатком понимания, совершали ошибки и окружавшие ее люди, но она никогда не позволяла плоти участвовать в движении Духа Святого, и она никогда не принимала Его действий на свой счет. Кэтрин всегда воздавала славу Богу.
Когда служение было в полном разгаре, многие деноминации считали, что Кэтрин проводит самое чистое служение Святого Духа своего времени. У Кэтрин не было скрытых мотивов или каких-то неясных действий. Люди видели то, что получали. Она никогда не притворялась, что у нее есть ответы на то, чего она не знает, и ее всегда беспокоило, что она может чем-то огорчить Святого Духа. Она оставалась преданной, послушной, честной и искренней до конца своих дней.
Как можно остаться без места
В 1968 году Кэтрин служила для Пэта Робертсона и его помощника Джима Беккера в присутствии более трех тысяч человек. Вскоре после начала служения несколько рядов на трибуне рухнули. Многие упали на пол или повисли в воздухе. Прибыла скорая помощь, и некоторых унесли на носилках. Места на трибуне заменили складными стульями, и служение продолжалось, однако мисс Кульман не обращала внимания на это все, она была уже на половине своей проповеди.
В 1968 году Кэтрин поехала в Израиль, Финляндию и Швецию. Она была гостем на представлениях Джонни Карсона, Дины Шор и многих других. Кэтрин была очень дипломатичной, и ее принимали в самых разных кругах, тем не менее, во всех этих рекламных программах она демонстрировала силу Святого Духа. Говорят, что работники студии Си-Би-Эс всегда знали, когда Кэтрин входила в здание, в этот момент менялась вся атмосфера.
В 1975 году, хотя ей было уже под семьдесят и здоровье оставляло желать лучшего, Кэтрин поехала в Иерусалим, чтобы выступить на Второй всемирной конференции Святого Духа. Несмотря на возраст и физическое недомогание, она выглядела бодрой, когда пришла на служение.
Кэтрин узнала, что одним из основных ораторов будет Боб Мемфорд, и поэтому угрожала отказаться от присутствия на конференции. Она говорила, что его учение об ученичестве было полной ересью и что она не будет в этом участвовать. Однако, в конце концов Кэтрин поехала в Израиль и многим на Среднем Востоке помогла испытать служение Святого Духа.
С моей душой все хорошо
Последнее служение чудес Кэтрин Кульман провела в Лос-Анджелесе, Калифорния, 16 ноября 1975 года. После него работница голливудского офиса мисс Кульман увидела нечто, чего она никогда не забудет.
Когда все ушли из зала, Кэтрин тихо подошла к краю сцены. Она подняла голову и медленно оглядела балкон, будто осматривая каждое сиденье. Это длилось, как будто целую вечность, Затем Кэтрин перевела взгляд на второй балкон, осматривая каждый ряд и каждое место. Затем она посмотрела в партер, изучая каждое сиденье.
Мы можем только представить, что происходило в уме Кэтрин: воспоминания, победы, исцеления, смех и слезы. Могла ли Кэтрин знать, что она никогда больше не вернется на сцену? Возможно ли, что в этот момент она прощалась со своим земным служением?
Всего лишь через три недели Кэтрин умирала в Медицинском центре Хилкрест в Тулсе, штат Оклахома, после операции на открытом сердце.
К этому времени Кэтрин отдала полный контроль над своим служением человеку по имени Тинк Уилкерсон, прежде занимавшемуся автомобильным бизнесом в Тулсе, Оклахома. Уилкерсон был сыном покойной Джинни Уилкерсон, которая была истинной пророчицей Господа.
Уилкерсон был с Кэтрин всего десять коротких месяцев. Она доверяла Уилкерсону. Именно он выбрал место, где ей сделали операцию на сердце. После смерти она оставила ему основную часть своего состояния. Когда прежний штат сотрудников Кульман стал сомневаться в нем, произошло разделение. Одни думали, что Уилкерсон обманул Кэтрин, другие считали, что он был послан Богом на ее последний час. Однако средства информации начали бурно обсуждать вопросы, почему Уилкерсон получил такую большую часть ее состояния, в то время как Мэгги Хартнер, ее помощница в течение многих лет, получила так мало.
В 1992 году Уилкерсон был осужден в двух окружных судах штата Оклахома за старое мошенничество в автобизнесе. Он должен был освободиться из тюрьмы летом 1993 года, и в это время он планировал написать книгу о своей дружбе и дружбе его жены с Кэтрин Кульман. Все эти годы Уилкерсон хранил молчание, возможно из уважения. Думаю, что у него есть история, которую нужно рассказать.
«Я хочу домой»
Орел и Эвелин Робертс были среди тех нескольких посетителей, которым было позволено увидеть Кэтрин в Медицинском центре Хилкрест. Орел вспоминает, что когда они вошли к ней в палату и склонились рядом с ее постелью, чтобы помолиться за ее исцеление, произошла знаменательная вещь. «Когда Кэтрин поняла, что мы пришли, чтобы помолиться за ее выздоровление, она выставила руки как барьер и затем показала на небо». Эвелин Робертс посмотрела на мужа и сказала: «Она не хочет нашей молитвы. Она хочет домой».
Сестра Кэтрин Миртл получила то же самое послание от Кэтрин. Она сказала Уилкерсону: «Кэтрин хочет домой».
Прекрасная рыжеволосая женщина, которая представила служение Святого Духа нашему поколению и взволновала сердца миллионов людей, в конце концов получила желание своего сердца. Говорят, что Дух Святой сошел на нее еще раз, и ее лицо засияло. Медсестра в ее палате заметила сияние, окружавшее ее постель и создававшее невероятный покой38. В половине девятого, вечером в пятницу 20 февраля 1976 года, Кэтрин Кульман ушла домой, чтобы быть с Иисусом. Ей было шестьдесят восемь лет.
Орел Робертс председательствовал на ее похоронах в Мемориальном парке Форест Лаун в городе Глендейл, Калифорния. Кэтрин была похоронена на том же кладбище, всего в полумиле от могилы Эми Семпл Макферсон. После смерти Кэтрин Орел получил видение, что Бог поднимет и распространит подобных ей служителей по всему миру, делая великолепие Божьей силы еще более величественным, чем Он делал это через жизнь Кэтрин.
Кэтрин Кульман была особенным сокровищем. Ее служение проложило для нас путь познания Духа Святого в нашем поколении. Она пыталась показать нам, как иметь общение с Ним и как любить Его. Она действительно умела открывать нам Святого Духа как нашего Друга. Поэтому никто не сможет завершить эту главу лучше, чем она сама:
«Мир называл меня глупой за то, что я отдала свою жизнь Тому, Кого никогда не видела. Я точно знаю, что я скажу, когда буду стоять в Его присутствии. Посмотрев в прекрасное лицо Иисуса, я скажу только одно: «Я старалась». Я отдала всю себя так, как умела. Мое искупление будет совершено, когда я встану и увижу Того, Кто сделал это возможным».
Источник: Робертс Лиардон « Божьи генералы»
Фонд МИК - место, где рождаются стартапы, проекты и раскрываются таланты, сайт i.moscow. машины бизнес класса напрокат.