Глава 2. Я не могу снова вернуться домой
Эта статья является частью книги Джеми Бакингема «Дочь судьбы. Кэтрин Кульман …ее история»
В центральных фермерских районах штата Миссури, когда зима гуляет по прериям с воющим северным ветром, гоня перед собой снежинки и крупные хлопья, морозя крапиву, тогда, как говорят, единственное, что остается между Конкордией и Северным полюсом, — это забор из колючей проволоки, да и тот уже упал.
Лето же обыкновенно плохое, ибо нет на всей земле такого жаркого места, как Миссури в августе, разве что Канзас в июле. Но в промежутке, когда земля дышит свежестью и зеленью весны, или же осенью, когда пшеница уже заскирдована и повенчана с желтыми тыквами, Миссури можно назвать самым красивым местом на всей земле.
Сколько вам лет, Кэтрин?
Кэтрин родилась здесь, в пяти милях к югу от Конкордии, на ферме в сто шестьдесят акров, 9 мая 1907 года. Ее возраст, вплоть до ее смерти, был одним из самых больших секретов в мире. «Это никого не касается, кроме меня, — сказала Кэтрин Карлу Забия в госпитале Святого Иоанна в Лос-Анджелесе, когда он пришел к ней в палату, чтобы спросить о ее возрасте, для того чтобы заполнить историю болезни. — Напишите, что мне за пятьдесят».
«Извините, мисс Кульман, — доктор-еврей улыбнулся, — но мне нужно знать Ваш точный возраст, чтобы выписать точную дозировку лекарств».
«Никто, — она почти шептала, разглядывая его с подушки, — никто не знает, сколько мне лет. Но, дорогой доктор, если Вы дадите мне клочок бумаги, я напишу это, — теперь она уже подсмеивалась. — Но не вздумайте проболтаться хоть одной живой душе».
Кэтрин была почти права. Лишь немногие люди знали ее возраст. Мэгги Хартнер была одной из них. Но когда я попытался добыть от нее сведения, она посмотрела на меня так же, как и Кэтрин однажды, и сказала: «Зачем? Я не открою вам даже мой возраст. Почему женщина должна делать это?»
Будучи не в силах победить этот вид женского тщеславия, я решил подождать, пока не доберусь до паспорта Кэтрин или не смогу поднять ее документы в Конкордии.
Кэтрин нравилось заставлять людей гадать. Она сказала канадскому журналисту Аллеку Шрагетту еще в 1966 году, что ей 84 года, но была шокирована, когда он написал это в книге «Необъяснимое». Когда она умерла, заголовок на первой странице утреннего выпуска «Лос-Анджелес Тайме» гласил: «Кэтрин Кульман умерла на 66-м году жизни». Они ошиблись на два года. Должно быть, она подсмеивалась даже на небесах. Она любила надувать прессу. И ввести в заблуждение престижную «Лос-Анджелес Тайме» — был один из ее лучших трюков, особенно, когда открылось, что газета черпала информацию от сотрудников госпиталя. Уже умирая, она все же надула доктора. Ее тщеславие победило даже в самом конце, а вместе с ним и ее чувство юмора и удовлетворения от того, что она унесла в могилу секрет своего возраста.
Где же родилась Кэтрин?
Конечно, записи в Конкордии дали настоящую цифру и в то же время прояснили другую тайну — загадку того, где она родилась. Кэтрин почти удалось заморочить всем голову, что она родилась в большом двухэтажном доме номер 1018 по улице Святого Луиса в Конкордии, крошечном скоплении из 1200 домов, прижавшихся к железной дороге, соединяющей Сент-Луис с Канзас-Сити. Но почему она настаивала, что родилась в городе, а не на ферме, похоже, никто так и не узнает.
В интервью мне она говорила: «Когда папа женился на маме, он обещал ей, что если она переедет с ним в деревню, после полной выплаты за ферму он построит ей самый большой дом в Конкордии. Когда посуда после ужина была вымыта, мама обычно шла рисовать картинку того большого дома, который папа обещал ей, когда кредит за ферму будет выплачен. И вот этот день пришел. Ферма была оплачена. Папа построил маме такой дом, какой она хотела. И я появилась на свет вместе с этим домом. Это был большой дом. И знаете что? С того времени, как я родилась в этом доме, до этого самого дня все шло отлично. У меня не было комплекса неполноценности, поскольку я знала, что любима. Я знала, что была желанным ребенком. Это большое наслаждение для ребенка — знать это. Я всегда знала это. Я всегда знала, что была отрадой папиных глаз».
Никто не спорил с этим. Но все спорили с тем, что она родилась в большом доме в Конкордии.
Ее отец, Иосиф А. Кульман, был стройным курчавым фермером немецкого происхождения, как и почти все жители Конкордии, маленькой лютеранской крестьянской общины в шестидесяти милях к востоку от Канзас-Сити. Ему было двадцать пять лет, когда он женился на Эмме Валь- кенхорст, которой было всего семнадцать. Они сразу переехали на ферму Кульмана — крупный участок земли в пяти милях южнее Конкордии в деревне Джонсон. Старшая сестра Кэтрин, Миртл, была рождена там, так же, как и ее старший брат Эрл. Миртл было пятнадцать лет а Эрлу — десять, когда Эмма Кульман родила третьего ребенка.
Тетушка Гасти (Августа Паулина Кульман-Барроу), старшая сестра Джо* Кульмана, приехала в тот самый вечер. Это было в четверг, около четырех часов. Она погоняла чалую кобылу, впряженную в двухместную повозку. Перекинув вожжи через дышло и привязав лошадь позади остроконечного двухэтажного дома, разместившегося посреди северных сорока акров фермы, она направилась к спальне, где Эмма ухаживала за новорожденной девочкой. Гасти, у которой было четверо детей, была мягкой женщиной, которая никогда не вмешивалась в дела своего брата Джо. Но сейчас, если то, что она услышала от своей двенадцатилетней дочери Фаниты, было правдой, она считала необходимым высказаться.
*Джо — сокращенное от «Иосиф». Так называли отца Кэтрин Кульман. — Прим. пер.
Как назвать девочку?
«Эмма, я слышала, ты собираешься назвать малышку Кэтрин». — «Верно. Перед самой смертью твоей матери мы с Джо как раз говорили с ней. Мы сказали ей, что назовем ребенка в ее честь, если родится девочка, хотя мы изменим написание». (Катерина Мария Боргстедт родилась в земле Вестфалия, в Германии, в 1827 году. Она вышла замуж за Иоханнеса Генриха Кульмана в 1851 году, и молодожены переехали в Соединенные Штаты два года спустя, осев в немецкоязычной общине в Конкордии, в штате Миссури. Она умерла в возрасте восьмидесяти лет, за три месяца до того, как ее невестка родила ее тезку).
«Это хорошее немецкое имя, — мягко сказала Гасти, — но вам следует помнить, что никого из девочек мамы не назвали Катериной». — «Ну, тогда как раз время назвать этим именем внучку».
«Вы что, не понимаете? — продолжала Гасти. — Имя не звучит правильно здесь, в Миссури. Каждую ослицу в штате зовут Кэйт. На самом деле, ту ослицу, что забила насмерть сына нашей сестры Марии Магдалины, Ясока, звали Кэйт. Такое имя опозорит всю семью Кульман».
Эмма уперлась: «Но это не опозорит семью Валькен- хорстов. Кроме того, ее имя не Кэйт, а Кэтрин Иоханна. Иоханна — в честь моей мамы. И она не опозорит Кульманов, это я обещаю».
Это обещание, когда пройдут годы, как часто боялась Эмма Кульман, не будет сдержано. Но ничто не могло изменить ее упрямый немецкий нрав. Обращаясь к пятнадцатилетней Миртл, стоявшей в другом конце комнаты, Эмма сказала: «Я думаю, это будет складно звучать: Кэтрин Кульман. Как по-твоему, Миртл?»
Миртл живо кивнула, и спор утих.
Гасти больше ничего не сказала. Она посмотрела еще на малышку, пристроившуюся у груди Эммы, и затем спустилась к повозке. «Это достаточно плохо — родиться рыжей, — сказала она своей лошади, отвязывая ее, — но пройти всю жизнь с именем типа Кэйт — это больше, чем ребенок сможет вынести».
Только два года спустя, Джо Кульман — а надо сказать, что его ферма уже была оплачена, и в его карманах водились денежки — пришел к Вильяму X. Петерингу, местному разносчику почты, и заключил сделку на крупную сумму о покупке земли на улице Святого Луиса в Конкордии. Покупка была совершена 23 февраля 1909 года и была должным образом зарегистрирована в суде провинции Лафейетт. Строительство началось в следующем году, но лишь в 1911 году Кульманы — Джо, Эмма и три их ребенка: Миртл, Эрл (которого звали Кули) и четырехлетняя Кэтрин — въехали в него.
Пророк в своем отечестве…
Но почему Кэтрин всегда утверждала, что родилась в большом белом двухэтажном доме, — это еще одна из тех тайн, которые окутывали ее жизнь. Все же она никогда не отступала от этого мифа. В 1972 году, вскоре после получения ею степени почетного доктора гуманитарных наук в Университете Орала Робертса в Талсе, штат Оклахома, восхищенный обожатель Кэтрин Кульман Руди Плаут из Конкордии начал местную компанию за сооружение постоянного мемориального знака в честь Кэтрин, предлагая поместить его у автострады. Надпись на знаке, в частности, содержала слова: «Здесь родилась Кэтрин Кульман, она была членом Баптистской Церкви, рукоположенным священником Церковного евангелического союза, известна своей верой в Святой Дух».
Но горожанам это не понравилось. Кэтрин была везде в чести, кроме своего родного города. Просачивались сообщения о ее несметных богатствах. Похоже, что многие из ее телефонных разговоров с матерью прослушивались местным оператором на станции, пока Эмма была жива. Когда Кэтрин хвасталась маме суммой какого-либо особого пожертвования или тем, сколько человек пришло на собрание, это сразу становилось известно всему городку. Поскольку большинство людей в Конкордии жили хуже среднего или едва дотягивали до среднего уровня, то было общее чувство, что того, кто зарабатывает больше, особенно если он связан с религией, нужно презирать. Некоторые прихожане местной баптистской церкви полагали, что Кульман должна была помогать им в строительстве, поскольку она никогда не просила вычеркнуть ее из списков прихожан. Были и другие причины, заставлявшие маленькую консервативную общину быть более чем неважного мнения о ее наиболее знаменитом члене. Люди знали, что она общается с пятидесятниками, практикует чудотворные исцеления и что однажды она отказалась принять своего старого школьного приятеля, когда приехала в Канзас-Сити для служения с чудесами. Все это вызывало ревностный гнев части горожан. И когда маленькая группа во главе с Руди Плаутом предложила установить мемориальный знак, утверждающий, что Кэтрин родилась в Конкордии (хотя все старожилы знали, что она родилась на ферме в деревне Джонсон), — это было уже чересчур.
31 июля 1972 года Кэтрин писала Гарри Р. Войту, местному историку и профессору Колледжа Святого Павла в Конкордии: «Этим письмом я удостоверяю, что разрешаю установить предложенный знак на автостраде, утверждающий, что Конкордия является родиной Кэтрин Кульман».
Группа разгневанных горожан собрала городское собрание, на котором было много спора и криков. К сожалению, люди из Конкордии забыли, что название их городка означает «гармония». Гарри Байзенхерц, редактор местной газеты «Конкордиан», решил попытаться уладить дело. Он написал письмо Кэтрин, прося ее дать точные данные о месте и времени ее рождения. Естественно, Кэтрин проигнорировала вопрос о дате, а на вопрос о месте рождения написала: «Я уверяю Вас, что чувствую себя глубоко польщенной тем, что люди из «моего родного города» почтили меня воздвижением мемориального знака, определяющего Конкордию моей родиной! Я всегда гордилась тем фактом, что родилась в Конкордии, где люди все еще самые лучшие в мире, и они продолжают оставаться солью земли…»
Когда письмо зачитали в Конкордии, соль земли потеряла свой соленый вкус. Люди, которых Кэтрин окрестила «самые лучшие в мире», разозлились и запретили строить знак на дороге. Если вообще должен быть какой-то знак, он должен быть на Стэйт-Роад, 23, в деревне Джонсон. Есть некоторые вещи, которыми Конкордия могла бы гордиться, но эта «подручная Господа» не из их числа. Хотя люди из Конкордии, возможно, и хотели бы отречься от Кэтрин, после того как она стала знаменитой, она никогда не выражала ничего, кроме доброты и благодарности к тому городу, где она выросла.
Джо Кульман пошел в извозный бизнес, управлял платной конюшней для извозчиков и возглавлял контору доставки имущества. Он был известен как самый состоятельный член общины. Хотя он был отпавшим от веры баптистом и не переносил на дух всех проповедников, несмотря на это, его выбрали мэром в городе, который на 90% состоял из лютеран.
Кэтрин было всего 6 лет, когда ее старшая сестра Миртл вышла замуж за молодого студенческого евангелиста Эве- ретта Б. Парротта и переехала в Чикаго. Это было за три года до того, как Эмма произвела на свет последнего из детей Кульманов — Женеву. Кэтрин и ее брат вили из отца веревки. Папа давал им все, что они только желали, и оставлял всю дисциплинарную сторону маме. Эта несбалансированная ситуация портила характер Кэтрин всю ее жизнь.
Когда шестнадцатилетний Кули (которого дома звали «мальчик») мучился приступами аппендицита, а вся семья тогда находилась у дедушки Валькенхорста на рождественском ужине, Джо почти сошел с ума от беспокойства. Мать Эммы умерла в раннем возрасте от аппендицита, который рассматривался как почти смертельная болезнь в начале XX века. Джо превратил одну спальню в большом доме на улице Святого Луиса в больничную палату, привез доктора и двух медсестер из Канзас-Сити и потратил целое небольшое состояние, выхаживая «мальчика». Однажды после обеда он с помощью двух сестер поднял «мальчика» с постели и подвел его к окну, чтобы он мог видеть новую игрушку, купленную для него. Это была высокоскоростная гоночная автомашина новой марки «Дюзенберг», той самой марки, что использовалась на обкатке гоночной трассы в Индианаполисе. После того как Кули поправился, отец купил ему также спортивный самолет, который он осваивал, путешествуя по Среднему Западу с предвыборными речами. Когда он не летал, то гонял на автомобиле на местных ярмарках. Мама не одобряла этого, но сердце папы было мягким и щедрым. Кули получал все, что просил. Те, кто знали Кули, говорили, что он был «буйный». Некоторые говорили, что он входил в «Ночную шинную компанию», группу людей, которые по ночам воровали шины для перепродажи. Позднее он женился на Агнесс Вартон, которую люди в Конкордии характеризовали как чудесную женщину, помогавшую ему сойти с плохого пути. Он пошел на работу к Хайпи Валькенхорсту (не родственнику) в качестве автомобильного механика.
Отношения с родителями
Кэтрин боготворила своего отца. Обычно он тихо сидел, пока она расчесывала его вьющиеся волосы или запускала гребень в его густые усы. Часто, даже после того как она стала подростком, он любил держать ее на коленях, и она клала свою голову ему на плечо. «Папа никогда в жизни не наказал меня, — говорила она мне. — Он никогда не поднял на меня руки. Никогда. Ни разу. Только мама дисциплинировала меня. Она била меня в подвале, так, чтобы соседи не слышали, как я кричала. Затем, когда папа приходил домой, я бежала к нему, садилась на колени, и он успокаивал мою боль.
Я не могу вспомнить, чтобы мама проявляла какую-либо привязанность, когда я была ребенком. Никогда. Мама была отличным надсмотрщиком. Но она никогда не говорила мне, что она гордится мною или что я поступаю хорошо. Ни разу. Это только папа дарил мне любовь и привязанность».
После того как Кэтрин стала знаменитой, она, бывало, садилась к телефону вечером и говорила с матерью часами кряду. По словам телефонистки, Кэтрин все время пыталась доказать своей матери, что у нее большие успехи. «Она посмеивалась и подхихикивала, — рассказывала бывшая телефонистка. — И мы, конечно, сидели, прослушивая разговор, и хихикали тоже. Затем она говорила матери о том, что она получила. «Мама, я получила самую большую елку на Рождество в городе. Она такая высокая, и на ней больше 5000 лампочек!» Она рассказывала о размере пожертвований на ее чудесных служениях, словно она пыталась убедить мать, что у нее все отлично».
С днем рождения, мама!
Пожалуй, Кэтрин заслуживала те взбучки, что она получала ребенком. Однажды, когда она гостила у своего дедушки Валькенхорста на его ферме, он показал ей свой участок с арбузами, объяснив, что хотя снаружи арбузы зеленые, внутри они уже почти красные. Кэтрин до самого дня ее смерти ни во что не ставила чужие слова. Ее пытливый характер требовал проверять все своими руками. Когда дедушка Валькенхорст вернулся домой, его ждала ужасная картина: девятилетняя Кэтрин взяла разделочный нож и вскрыла каждый арбуз на участке — более сотни штук, — просто чтобы удостовериться, что они все красные внутри. Дома мама уже ждала ее на лестнице, ведущей в подвал.
Мамин день рождения был 28 августа, и когда Кэтрин было девять лет, он выпал на понедельник. В понедельник у Эммы Кульман всегда была стирка. Это было, по словам Кэтрин, «частью ее теологии». Она стирала белье по понедельникам и гладила по вторникам так же регулярно, как люди посещают церковь по воскресеньям. Кэтрин подумала, что лучшее, что она могла бы сделать для мамы, которая всегда порола ее, была бы неожиданная вечеринка ко дню рождения. Она знала, как ее мама любила развлечения. Она любила надеть свое платье до пола с высоким воротником, длинными рукавами и манжетами на шнурках, сделать высокую прическу, водрузить шляпу с маленькой вуалью и подавать чай в своем классе в методистской Воскресной школе или членам «Королевского Герильда» — миссионерской организации в церкви. Никто, похоже, не видел госпожу Эмму Кульман одетой нечопорно или с бигуди в волосах. Кэтрин позднее говорила: «Я не помню, чтобы я видела мою мать, спускающуюся к завтраку в халате. Когда мама приходила к завтраку, она уже была полностью одета. Она хотела быть готовой на тот случай, если посторонний зайдет в дом».
Но стирка — это было другое дело. В день стирки мама запирала дверь и проводила целый день, возясь с тазами с горячей водой. Используя ребристую стиральную доску, она скребла белье, полоскала его в оцинкованном тазу, пропускала через ручной отжиматель, закрепленный на другом тазу, и затем развешивала на веревке позади дома. Как говорила Кэтрин, стирка белья по понедельникам была частью «маминой теологии». Даже в те хлопотные августовские дни, когда подсолнухи вдоль забора жухли от жары, Эмма Кульман склонялась над горячими тазами, стирая белье.
Маленькая Кэтрин не учла этого, когда она за неделю до события задумала сделать матери сюрприз в день ее рождения. Она обошла дома маленькой общины и пригласила тридцать самых выдающихся женщин города на вечеринку — сюрприз для мамы. Это должно было произойти в два часа в понедельник. Не говоря об этом больше никому, она просила каждую из женщин принести с собой пирог.
После обеда 28 августа Эмма сказала Кэтрин, что она устала: «Я пойду наверх прилягу на пару минут и отдохну, чтобы потом закончить стирку». Кэтрин выскочила на крыльцо встретить дам.
Ровно в два часа раздался стук в дверь. Эмма, которая успела задремать, соскочила с кровати. Забыв о том, как она одета, она спустилась вниз. Ее волосы, по крайней мере те, что не были уложены в неловкие детские завитки, висели беспорядочно, закрывая лицо. Длинное платье было сильно мятым, и все в мокрых пятнах. Ее лицо было грязным и покрыто потом. Открытые до локтей руки, с закатанными рукавами, покраснели от полоскания в едком растворе. Она была в старых туфлях с застежками наверху, расстегнутыми на лодыжках, без чулок.
Эмма пришла в ужас, увидев двух дам в дверях. Осознав, как она одета, она повернулась и бросилась назад наверх. Но было слишком поздно. Они уже увидели ее сквозь застекленную дверь. Ей ничего не оставалось сделать, как впустить их.
«С днем рождения, Эмма!» — сказала госпожа Лохоефенер. Эмма Кульман стояла в дверях, взирая на дам. Перед ней были госпожа Лохоефенер и госпожа Хэервальд, две женщины, занимающие высокое положение в городе, одетые так, словно они только что вышли из модного салона. Обе держали в руках белые слоеные пироги, превосходно украшенные. Она впустила их и едва успела закрыть дверь, как услышала еще шаги на деревянном крылечке. К ней пришли г-жа Тиман, г-жа Шриман и г-жа Хильда Шредер — все с пирогами, одетые, словно в Пасхальное воскресенье утром. Затем леди стали прибывать так часто, что Эмма уже не успевала закрывать дверь. Она просто стояла у входа, пока они «вплывали». Но между дамами она заметила улыбающееся веснушчатое лицо своей озорной рыжеволосой дочери, которая смотрела сквозь папоротники, которые заполняли всю огромную цветочницу на белой подставке, стоявшую у крылечка. Эмма заскрежетала зубами. «Только погоди, милая барышня, — проговорила она про себя. — Ты только погоди».
Весь остаток вечера Эмма Кульман обдумывала наказание. Впрочем, ей приходилось думать в процессе лихорадочной работы: уборки горшков с плиты, нагревания воды к чаю и подачи его дамам, которые, похоже, были несказанно рады вечеринке. Но в тот вечер, когда ушла последняя из дам, мама схватила свою преступницу за руку и поволокла ее вниз по лестнице, ведущей в подвал. Позднее Кэтрин рассказывала, что пирогов у них осталось на две недели вперед, однако большую часть ей пришлось съедать стоя, так велик был гнев матери.
Папа
Джо Кульман никогда не понимал грубых методов воспитания Эммы. «Мальчик», дабы улизнуть от них, давно уже покинул дом. Миртл вышла замуж. Когда Джо пытался прекращать порки и осуждал критику поведения Кэтрин, Эмма набрасывалась на него. В итоге он стал все больше времени проводить вне дома. Оборудовав маленькую комнату позади платной конюшни, он оставался там часто всю ночь. Когда же Джо Кульман был дома, он проводил время с Кэтрин, ища и получая ту любовь, которой не находил у своей жены. В ответ Кэтрин обожала папу почти так, как аборигены поклоняются истуканам; и это обожание было настолько сильно, что каждый раз, когда она говорила о нем — даже спустя 35 лет после его смерти — слезы появлялись в ее глазах.
Папа начал брать Кэтрин с собой, когда он собирал чеки. Торговцы привыкли видеть ее. Они прозвали ее «маленький Джо». Позднее ей самой понравилось ходить в разные места типа: «Производство домашней птицы г-на Брокмана», «Бакалейная лавка г-на Руммера», аптечный магазин, универмаг, мясной рынок; и она собирала там денежные чеки* для папы сама. Джо был толковым бизнесменом, и он учил Кэтрин всяким приемам и принципам бизнеса — эти уроки ей сильно помогали в последующие годы. Даже когда «Фонд Кэтрин Кульман» был уже создан, Кэтрин часто пользовалась принципами бизнеса, которым она выучилась у отца. И она редко ошибалась.
*В США распространена оплата услуг и товаров чеками, а не наличными деньгами. — Прим. пер.
Несмотря на долгое время, проведенное вместе, Джо Кульман никогда, в сущности, не понимал свою озорную рыжую дочку. Было проще дать ей денег или купить платье, чем пытаться разобраться в ее проблемах. Его бессилие понять глубину ее духа проявлялось особенно сильно в том, как он отреагировал на глубокое духовное переживание, которое было у нее в методистской церкви — в той церкви, где Эмма нашла для себя удовлетворение.
Джо Кульман не был религиозным человеком. Он презирал проповедников, говоря, что все они «делают это за деньги». Он был глубоко опечален, когда Миртл уехала из города, чтобы выйти замуж за разъезжающего евангелиста, предсказывая, что замужество будет недолгим (и оказался прав). Если он вообще посещал богослужения в баптистской церкви, где был записан, то лишь на Рождество или когда у Кэтрин было там выступление. Кроме этого он никогда не молился, не читал Библию или не выражал свои религиозные чувства как-то иначе. Все же, видимо, он имел больше понятия, чем думали о нем церковные люди. Иногда нерелигиозные люди способны видеть вещи более ясно, поскольку их ум не забит мякиной традиционной религии. Похоже, так думала и Кэтрин. И всю жизнь у нее было нежное отношение к людям типа отца, которые не были околдованы организованной религией, но жаждали Бога.
Пробуждение
Преподобный Хуммель, баптистский евангелист, был в Конкордии на двухнедельном служении пробуждения в крошечной методистской церкви. На собраниях произошло некоторое возбуждение. Одна из городских фанатичек, бабушка Крессе, которая посещала все собрания пробуждения во всех церквях, была исключительно активна на этом собрании. Хотя лютеране и члены «Объединенной Церкви Христа» хмурили брови, наблюдая ее фанатичную активность, методисты, находившиеся, скорее, в традициях пробуждения начала 1900-х годов, не считали, что это выходит за рамки обычного, если кто-то ходит взад и вперед по проходам «в поисках потерянных душ» во время традиционного призыва к покаянию. Бабушка Крессе была из такой породы, и как только евангелист кончал проповедь, она вставала и, начиная с первого ряда, говорила с детьми, побуждая их выйти вперед и взыскать Господа прямо у алтаря.
Кэтрин, которой только что исполнилось четырнадцать лет, посетила все собрания на этой неделе. Иногда она садилась рядом с матерью, но чаще — с группой девчонок ее возраста, таких же хохотушек, как и она сама. Всю неделю она видела, как бабушка Крессе ходила вдоль рядов. Сначала девчонки смеялись над ней. Но по мере того как неделя шла к концу, и они видели, что все больше их подружек приходят к покаянию, они начали пугаться. Что если бабушка Крессе подойдет и к ним?
Но не бабушка Крессе «заколдовала» Кэтрин. Воскресным утром, стоя с матерью на богослужении, Кэтрин начала плакать, как только проповедник призвал к покаянию. И только годы спустя, когда она была в состоянии оценить то переживание в перспективе прошедшего времени и с учетом ее нового опыта, она поняла, что ее коснулся Святой Дух. Ее всхлипывания становились все сильнее и сильнее, ее начало трясти. Эмма смотрела на свою щуплую долговязую 14-летнюю дочку и в растерянности не находила слов, чтобы поддержать ее или утешить. Как и у многих в церкви, ее отношения с Богом были скорее социальными. Они ограничивались продажей куличей, собраниями миссионерского общества, послеобеденным чаем (где она была надлежащим образом одета, разумеется) и посещением церковных собраний. Но не было никаких учений, как отвечать на неожиданную встречу со Святым Духом. Действительно, некого и вспомнить, кто имел бы такую встречу со Святым Духом, во всяком случае, — с такими результатами. Эмма вернулась к книге с гимнами, сосредоточив взгляд на словах и нотах, не в силах понять, что происходит рядом с ней.
Кэтрин уронила свою книжку с гимнами на полочку, прикрепленную к полированной церковной скамье в ряду перед ней, и рванулась в проход. Ее подружки по школе, сидевшие в двух рядах от нее, смотрели широко открытыми глазами, как она прошла вниз по проходу и упала в первом ряду. Уронив голову на руки, она плакала так громко, что ее было слышно во всей церкви.
Марта Иохансен, больная женщина, которую подобно бабушке Крессе считали «слишком религиозной», поскольку она верила в ад, перегнулась через спинку скамьи и подала Кэтрин платок: «Не плачь, Кэтрин. Ты всегда была такой хорошей девочкой».
Даже «религиозные люди», похоже, были не в состоянии понять обличающую силу Святого Духа, сошедшего на молодую девушку. Все же переживание Кэтрин не сильно отличалось от того, что описано в Библии. Самуил, Исайя, Павел, Мария, мать Иисуса, и многие другие персонажи Библии имели встречи с Богом, которые были глубоко эмоциональными, часто шокирующими событиями. Но, как и в библейские времена, так и в Конкордии в 1921 году, похоже, никто ничего не понял.
Весь остаток своей жизни Кэтрин любила рассказывать о том, что случилось тем утром после богослужения: «Идя домой с мамой, я чувствовала, что весь мир изменился. Я заметила цветы, растущие вдоль дороги. Я никогда раньше их не замечала. И небо: оно было лазурно-голубое, с белыми, пушистыми облаками, которые смотрелись подобно завиткам волос ангелов. Господин Креноке по-новому покрасил свой дом. Но дом не изменился! Кэтрин Кульман изменилась. Это была та же самая краска, та же улица, тот же город. Но я была не той же самой. Мягкий бриз касался моих щек и развевал мои волосы. Я думаю, что Кэтрин Кульман плыла всю дорогу домой в то воскресенье».
Папа был на кухне, когда Эмма и Кэтрин вошли в парадную дверь. Кэтрин подбежала к нему, обняв его за талию: «Папа, что-то случилось со мной. Иисус вошел в мое сердце».
Джо Кульман посмотрел вниз, вглядываясь в лицо своей дочери. Его лицо не выражало эмоций. «Я рад», — сказал он. Это было все. Он повернулся и пошел прочь. Позднее Кэтрин говорила: «Понял он или нет, я не знаю. Я так никогда и не узнала».
Но, впрочем, в одном Кэтрин была уверена — ее жизнь вышла в новое измерение. Перемена не была мгновенной, но новые возможности доступа к Богу через Иисуса Христа должны были привести к чудесным изменениям. Но пока этого не произошло. Увы, все продолжало развиваться, как и прежде, — постоянно хуже и хуже.
На следующий день вечером на собрании пробуждения евангелист попросил тех молодых людей, которые решили полностью посвятить себя на служения Богу, — а таковых было несколько — выйти вперед.
«Теперь скажите людям, как вы планируете распорядиться своей жизнью», — сказал он.
Не моргнув глазом Кэтрин ответила: «Я собираюсь найти миловидного проповедника и выйти за него замуж». Она заставила смеяться все собрание, когда повернувшись к преподобному Хуммелю, который был холост, недвусмысленно подмигнула ему. Все помнили, что ее старшая сестра вышла замуж за молодого евангелиста, который проводил собрания в этой же церкви восемь лет до этого.
Но Эмма Кульман не смеялась. Она знала, что Кэтрин была кокеткой. Она также знала, что если она положит глаз на какого-либо мужчину, на любого мужчину, она завоюет его. Поэтому она видела в церкви единственную надежду для Кэтрин. Она начала побуждать Кэтрин войти в состав церкви и быть активной в организационной работе.
Но Кэтрин все же предпочла вступить в папину баптистскую церковь, а не в мамину методистскую. Она была себе на уме.
«Не знаю, как и совладать с Кэтрин, — говорила Эмма Кульман своей близкой подруге, когда дочери было шестнадцать лет. — Она провалила экзамен по математике, и ей придется пересдавать. Она совсем как мальчик. Она отбилась от рук».
Поскольку папа полагал, что Кэтрин не может сделать ничего дурного, Эмме было не к кому обратиться, кроме как к ее старшей сестре, Миртл, которая приехала к ним на несколько дней в начале лета. Это был 1923 год, и истерия флэпперов* косила нацию. Спиртное было под запретом, но, пожалуй, на каждой ферме в провинции Лафейетт был спрятан самогонный аппарат. Бары «Говори прямо»** пользовались огромным успехом. Молодежь танцевала чарльстон, колесила по грязной «Главной улице» в машинах с открытым верхом и откидными сиденьями, крича: «Двадцать три — с дороги вали» и поглощая самогон бочками. Эмма знала, что если что-то не случится и не изменит Кэтрин, то та не устоит перед искушением времени.
*Флэппер — молодая девушка, презирающая общепринятые нормы в поведении и одежде. Движение флэпперов было популярно в Америке в 1920-х годах. В современном английском языке этот термин не употребляется. — Прим. пер.
**«Говори прямо» — подпольный бар по продаже и распитию спиртных напитков во время сухого закона в США, 1920-1933 гг. — Прим. пер.
После окончания школы
Средняя школа в Конкордии заканчивалась десятым классом. В шестнадцать лет Кэтрин уже получила полное светское образование, необходимое для поступления в Лютеранскую академию. Миртл попросила маму позволить Кэтрин поехать к ней и Эверетту на время проведения палаточных собраний на Северо-Западе. Они хотели, чтобы она была с ними все лето и вернулась осенью.
Это было идеальным решением, но Эмма пока воздерживалась. Миртл вышла замуж за Эверетта Парротта, который приехал в Конкордию для проведения собраний пробуждения в методистской церкви. Он заканчивал свой курс обучения в Библейском институте Муди в Чикаго и был молод и привлекателен. Через неделю после этих собраний он написал Миртл, спрашивая, не хочет ли она приехать в Седа- лию, где он жил, поиграть на пианино во время воскресного богослужения. Она могла бы пожить у его родителей.
Ни Эмма, ни Джо не были в восторге от этого. Эмма не хотела, чтобы ее дочь ушла с посторонним кавалером. А Джо не хотел, чтобы она ушла с проповедником. В конце концов они дали свое согласие, и Парротт прислал повозку, чтобы отвести Миртл за двадцать пять миль от Конкордии — до Седалии. Она не играла там на пианино. Эверетт просто хотел показать ее родителям. Он писал ей каждый день в течение трех последующих недель, а потом их повенчал суперинтендант методистской церкви в Седалии 6 октября 1923 года. Позднее Миртл призналась, что никогда не любила своего мужа, но, как и большинство девушек в маленьких общинах, решила, что лучше будет принять первое предложение, чтобы поскорее уехать из города. А кроме того, у нее могло и не быть другого шанса.
Это было стремительное замужество, наполненное проблемами с самого начала. После короткой остановки в Чикаго молодая чета «ввинтилась» в бурную жизнь разъезжающих евангелистов, оставляя после себя, как они любили говорить, «хвост из опилок»*. У Парротта была палатка.
*В США во время проведения палаточных собраний пол обычно засыпали опилками. — Прим. ред.
Они переезжали с места на место, главным образом, на Среднем Западе, проводя палаточные собрания. Случалось, что Миртл сама проповедовала. Главным образом, все же она была деловым помощником своего мужа. Когда прошли слухи, что доктор Чарльз Прайс, учитель и евангелист со служением чудесного исцеления, прибыл из Канады и проводит богослужения в Олбани, штат Орегон, Парротты специально поехали на Запад, чтобы посидеть на его собраниях. В отличие от многих евангелистов, проводящих собрания на Западе США, собрания доктора Прайса проходили в минорном ключе. Основное время он тратил на изучение силы Божьей. Он также говорил об одном переживании помимо спасения, которое называется «крещение Святым Духом». Однажды в Олбани он пригласил Эвереста Парротта и провел с ним несколько часов, объясняя ему по Писанию этот момент. Парротт внимательно слушал. Но даже проповеди Прайса не принесли необходимых перемен. Несмотря на удочерение маленькой девочки, Вирджинии, брак закончился разводом через несколько лет.
Впрочем, прежде чем проблемы развились настолько, что привели к разводу, Миртл вернулась в Конкордию на короткое время.
«Мама, послезавтра мне надо уезжать. Позволь мне взять Кэтрин с собой, только на лето. Я пришлю ее обратно, если ты захочешь, чтобы она пошла в школу осенью». — «Мы обговорим это с отцом, — мрачно сказала Эмма. — Мы подумаем и решим, как можно скорее».
Миртл всю ночь провела в молитве. Почему-то ей казалось обязательным, чтобы Кэтрин уехала с ней.
На следующее утро она загнала мать в угол: «Так вы решили?»
Эмма отвела взгляд, не желая смотреть на свою взрослую дочь: «Она еще мала, Миртл. Ей только шестнадцать».
«Мама, — в голосе Миртл прозвучало отчаяние. — Она должна поехать. Я знаю, что Господь хочет этого. Ты хочешь идти путем Божьим?» — «Как ты можешь быть уверена? Как ты можешь знать, что Бог припас для Кэтрин?»
«Я просто знаю, — сказала Миртл сквозь слезы. — Я просто знаю».
«Папа и я будем обсуждать этот вопрос еще раз за обедом, — сказала Эмма. — До ночи мы скажем тебе, как мы решили».
Было ровно 4 часа. Миртл запомнила, как пробили часы на стене гостиной, когда Эмма спускалась по лестнице. Ее лицо было серьезным. Миртл стояла рядом с молитвенной скамеечкой в торцевой комнате, протирая очки в металлической оправе.
«Мы решили отпустить ее, — медленно произнесла Эмма. — Но я не хотела этого». Почему-то Эмма Кульман подозревала, что если Кэтрин уедет, она уже не вернется.
Она была права.
После обеда на следующий день Джо и Эмма посадили обеих дочерей на поезд до Канзас-Сити. Кэтрин была серьезна. Она тоже догадывалась, что в ее жизнь войдут иные силы. Силы конфликтующие, борющиеся друг с другом. Одна сила побуждала ее оставаться и наслаждаться свободой. Другая тянула ее прочь от дома. Она пыталась — Бог знает, сколь сильно она пыталась — убежать от этого призыва. Но каждый раз Он приводил ее к раскаянию. Всякий раз, когда она грешила, — а за последние два года было много случаев — она снова оказывалась на коленях у своей кровати в молитве о прощении грехов. Но теперь Бог делал нечто иное. И у нее было чувство, когда поезд шел вдоль перрона, что случится что-то плохое, если она посмотрит назад через плечо. Она помахала рукой маме и папе сквозь пыльное вагонное окно, затем устроилась на сиденье, смотря прямо перед собой. Как и ее мать, она знала, что Конкордия уже никогда не будет ее домом.
Источник: Джеми Бакингем « Дочь судьбы. Кэтрин Кульман …ее история«
Valberg aw 1 3836 сейф встраиваемый в стену valberg.