ГУСЬ в символическом плане, в качестве заниженной версии лебедя, чаще всего подчинен домашним и женским сферам жизни. В античности диких серых гусей и гуменников ловили петлями. Приручение гусей произошло уже в Египте раннего периода. Гуси служили чуть ли не жертвенными птицами также в Греции, обеспечивали дешевое доступное мясо и пух. В Риме их держали на откорм, деликатесом считалась гусиная печенка. При попытке галлов захватить Капитолий проявилась гусиная бдительность, оказавшаяся спасительной для римлян. Считалось, что мясо гуся повышает способности к любовным утехам, а гусиная желчь является средством от импотенции.
Эта птица, таким образом, сопутствует Венере (Афродите), Марсу (хотя бы в связи с эпизодом о капитолийских гусях), Амуру (Эроту), фаллическому богу плодородия Приапу и подчинена им. Полет диких гусей зачаровывал шаманов сибирских племен, в состоянии транса они чувствовали, что как бы находятся в полете вместе с этими птицами, и подражали их крику (что также может иллюстрировать «дикую охоту» в воздухе). Так как домашние гуси зимой делали богатым праздничный сгол бюргера и крестьянина, то особо следует упомянуть легенду о св. Мартине, который из скромности препятствовал своему посвящению в сан епископа и прятался в гусятнике, где его вскоре всетаки выдал возбужденный гогот гусей; отсюда вкушение «мартинова гуся» объясняется как «месть» домашним животным.
«Болтливость» птицы сделала ее символом велеречивых стариков и старушек. По наблюдениям, представленным в средневековых книгах о животных, гуси похожи на настороженных людей, при этом серые дикие гуси напоминают тех благочестивых, что держатся подальше от соблазнов мира сего и ходят в серых смиренных врети щах.
«Домашние гуси, напротив, показывают белые или пестрые тона и похожи на тех людей в городах, что одеты пестро. С их громким криком на сельских улицах они как люди, что предаются в своей общинной жизни болтовне и клеветническим речам» (Унтеркирхер). Гусь часто фигурирует в сказаниях, сказках и просторечье. В некоторых местностях выражение «подковать гусей» (не дело делать) восходит, по всей видимости, к обычаю хозяев метить свою птицу пробоем «своей» метки на плавательных перепонках (Ирландия) или, «щадя» птицу, вынужденную преодолевать в поисках корма огромные расстояния, обмакивать их лапки в смолу «для предохранения», как это делалось в Уэльсе: там гусям ходить «босыми» не полагалось.