ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ различного рода имеют большую символическую ценность, чем другие элементы одежды. Они визуально увеличивают рост тех, кто их носит, но находятся приблизительно на уровне глаз смотрящего и потому прежде всего бросаются в глаза. Знаки различия, такие, как диадемы, венцы и короны, сразу должны внушать уважение. Головные уборы часто являются символами социального ранга или принадлежности к определенным человеческим группам и религиям, а в обществах, не имевших письменности, также к возрастным группам; кроме того, они могут служить и украшением, а (в военных походах) зачастую — и устрашением.
Короны из перьев скорее указывают на события войны, и при случае (например, у папуасов) в качестве военного украшения представляют собой целые ящики из перьев, птичьих клювов и частей растений, чтобы их носители могли произвести внушительное впечатление. Шлемы в аналогичном смысле имели не только функцию защиты, но часто оснащались рогами быка, ручками из лошадиных грив, зубами вепря, плюмажами или шпилями. Шляпа может символизировать своего носителя и становиться его представителем, как в легенде о Телле шляпа ландфогта Геслера. При снятии шляпы ее носитель кажется ниже, что является признаком почтительности.
Перед князьями только дворяне имели право появляться с покрытой головой. Кто при приветствии не снимает шляпу, у того «под ней свили гнездо ласточки чтобы упомянуть только одно из многочисленных, превратившихся в поговорки выражений относительно головных уборов. Чепчик в новом словоупотреблении относится к женской одежде, а шлем или каска с шишаком — к военной форме. Так как замужние женщины не должны были больше на людях показывать свои волосы, они (у германцев) укладывали их в пучок или покрывали (у римлян) платком.
Позднее они должны были носить чепчик, почему «повести когони будь под чепчик» равносильно «выдать замуж». Как знак мужской власти над женой в некоторых швабских местностях жених целый день (исключая посещения церкви) носил высокую шляпу; в других местах он получал ее из рук невесты, так как «шляпа превосходит по значению чепчики» или «является более ценной, чем сотня чепчиков». Нынешний отказ от ношения головного убора в городской местности, возможно, был связан с отходом от ранговых структур.