ГИЕНА — заметное в антропоморфических культах животное с отрицательным символическим смыслом. Само слово (греч. Ьуапа, от Ьуз — свинья) указывает, что ее считали нечистоплотной по жирательницей трупов; происхождение гиены предполагалось ублюдочным — от помеси собаки и волка (Плиний) или пригодное к скрещиванию с волком (Аристотель).
Согласно «Метаморфозам» Овидия, гиена может менять свой пол; в раннехристианском «Физиологу се» также говорится об этом: «То она мужского, то женского пола, но в общем это совершенно нечистоплотное животное, коль скоро она меняет свою природу. Поэтому сказано у Иеремии (12:9): «Не нора гиены досталась мне в наследство» (в русском переводе Библии упоминания гиены нет. — Ред.); не сравнивайся и ты с гиенами, любя то мужчин, то женщин» (предупреждение гомосексуальных тенденций).
Подобные россказни об этом животном распространялись во многих источниках, несмотря на то что еще Аристотель усомнился в их истинности. У Плиния говорится, что гиены могут подражать человеческому голосу и вызывать по имени, а также гипнотизировать других зверей одним только прикосновением лапы и даже одной только тенью. В народных поверьях она считается наполненной магической энергией, мех ее может смягчить удар дробью, верхний шейный позвонок воздействует умиротворяюще, говорится в античных источниках, а добываемый из ее переливчатых глаз самоцвет гиения (тигровый глаз?) вызывает пророческие сны.
Однако когда люди видят гиену во сне, это означает предсказание рождения у них ненормального в сексуальном отношении ребенка. В христианском искусстве имеется легенда о пустыннике Макарии, исцелившем приведенного гиеной слепого юношу, где она служит символом «отверзения глаз» при отрицательных обстоятельствах. Помимо этого гиена в иконографии символизирует корыстолюбие (любостяжание, лат. ауагШа). Среди семи голов апокалипсического зверя, упоминаемого в Откровении Иоанна Богослова, которые символизируют семь пороков, одна — голова гиены.