ДУАЛИСТИЧЕСКИЕ (ДВОИЧНЫЕ) СИСТЕМЫ — символические структуры, демонстрирующие силу и убедительность благодаря напряженному взаимоотношению двух своих компонентов, каждый из которых сам по себе не обладает такими качествами. Дуализм изображений имел место уже в пещерной живописи ледникового периода (см. Лошадь).
Для подобных биполярных порядков поводом могут послужить противопары любого типа: день/ночь, мужчина/женщина, жизнь/смерть, животное/человек, в Древнем Китае инь/ян (т.е. плодородие/активность), небо! земля, бог/дьявол, верх/низ, чистота/ грех, Солнце/Луна, у алхимиков сера/ртуть (т. е. горючее/лету чее). Упорядочение Вселенной во все новые дуалистические системы имеет, очевидно, «архетипичес кий» характер и распространено по всему миру. Неясно, однако, каким образом следует трактовать эту тенденцию к упорядочению по принципу парных противопоставлений.
Можно полагать, что переживания «я» в столкновении с внешним миром уже в начале истории человечества заложили основу деления космоса на пары противоположных друг другу явлений. Остается, однако, спорной все чаще встречающаяся тенденция рассматривать противоположность полов как стимул для высвобождения. Во многих бесписьменных культурах общество поделено на две взаимодополняющие друг друга половины, каждая из которых имеет религиозную мотивацию. В ранних высокоразвитых культурах признается феномен двойного царства.
В новейшее время, если иметь в виду политическую жизнь, две партии противостоят, как правило, одна другой, а в мировой политике еще недавно имело место соперничество двух огромных силовых блоков. Религии с их претензиями на абсолютность делят человечество на «правоверных» и «изгоев». Это мировоззрение, исходящее из тезы (включая понятие «я») и антитезы, привносит в данный вопрос динамику и, благодаря своему укоренению, пожалуй, может считаться несокрушимым даже самой идеальной системой синтеза. В изобразительном мире такие противопоставляемые картины представлены, например, парами: «орел-змея » или «дракон-убийца дракона».