ДРАГОЦЕННЫЕ (И ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ) КАМНИ из-за своей красоты не только служат украшениями, но и воздействуют на фантазию посредством своего цвета и других свойств. Речь идет о минералах высшей степени прочности, могущих быть обточенными, и отчасти об органических материалах, таких, как кораллы и янтарь, которые имеют прежде всего значение талисманов и амулетов, но могут служить и символами. Отполированные до глянца, они используются в качестве зеркала. В Китае встречающийся во многих видах жадеит является символом многообразия и бесконечности; его долговечность должна предохранять погребенных мертвецов от тления.
Во всем мире благородные камни, красота которых проявляется только после обработки, становились символами самого нуждающегося в облагораживании человечества, в то же время прозрачные и совершенные виды хрусталя, как, например, горный хрусталь, символизировали собой высшую добродетель. Христианская иконография трактует его как символ Марии, поскольку, не излучая света сам, он изумительно сверкает, встречаясь с потоком божественного света.
Обработанные ювелирные изделия из камней символизируют в азиатских религиях духовные сокровища истинных вероучений. Философский камень в алхимии не является ни мифическим благородным камнем, ни обработанным строительным камнем в смысле всякого рода строительных ухищрений. Во многих случаях благородные камни, прежде всего хрусталь, применялись как отражательные средства при медитации; считалось также, что они могут оказывать целительное воздействие. «Книги о камнях», возникшие в глубокой древности, излагают сведения о магических соответствиях между планетами, типами людей и «могущественными камнями», способными оказать самое разнообразное воздействие.
Наряду с горным хрусталем символическое значение имели прежде всего алмаз, аметист, рубин, жад, бирюза, сапфир и изумруд. В Откровении Иоанна Богослова «небесный Иерусалим» предвещаемого конца света построен из разноцветных драгоценных камней. Нагрудный щиток (наперсник) иудейских первосвященников украшали двенадцать драгоценных камней: рубин, топаз, берилл, бирюза, лазурит, яшма, гиацинт, агат, аметист, хризолит, сердолик и нефрит. На каждом из этих камней было выгравировано название одного из двенадцати колен Израилевых.
В астрологической символике драгоценные камни распределены по двенадцати знакам зодиака и в качестве «камней месяца» символизируют силу отдельных камней. Основой этой системы были прежде всего античные «Книги о камнях» Теофраста, Орфея, Дамигеро на Латинского, Аэция, Псёлла. Распределение драгоценных камней по отдельным знакам зодиака в разных источниках различное. Чаще всего система соответствия счастливого сочетания камней и звезд выглядит так: Овен — камень цвета крови, Телец — изумруд, Близнецы — разноцветные камни, Рак — адуляр, Лев — рубин или алмаз, Дева — берилл, Весы — агат, Скорпион — аметист, Стрелец — бирюза, Козерог — оникс, Водолей — янтарь, Рыбы — кораллы.
Планеты по силе своего воздействия также считались символически связанными с определенными драгоценными камнями, из которых изготовлялись соответствующие украшения для лиц, чувствующих свое особое единение с соответствующими небесными телами. Наиболее часто фигурирующая система аналогий: Солнце — алмаз, горный хрусталь, светлые виды циркона, турмалина, дымчатого топаза; Луна — жемчуг, адуляр, агат; Марс — рубин, гранат, кораллы, сердолик; Меркурий — берилл, тигровый глаз, топаз, агат, янтарь, циркон; Юпитер — изумруд, зеленая бирюза, жадеит, змеевик, малахит; Венера — лазурит, сапфир, аквамарин; Сатурн — аметист, темные виды оникса и сапфир.
Число «двенадцать» как обозначение количества колен Израилевых, апостолов, знаков зодиака часто вызывало создание символических систем аналогий; кресты в восточной церкви украшались двенадцатью различными малыми драгоценными камнями (указание на число апостолов) и одним большим в центре (Христос), сравниваемый с Солнцем. В раннехристианском гностическом «Гимне о душе» царственное одеяние, коим одарена возвратившаяся во град небесный озаренная душа, описывается так: «Сверкает оно от агатов (рубинов, алмазных искр), бериллов и ониксов, от жемчугов светом чистым. Посреди голубоватых сапфиров лик высочайшего Господа сияет, переливаясь, в убранстве этом…»
Св. Хильде гард Бингенская (1098—1179) приводит разговор Сына с Богом Отцом в конце времен: «Мир не прейдет, доколе не узришь Ты плоть Мою со всеми Ее членами исполненною сверкающих драгоценностей свершением тех, кто Тебя почитает, ибо камни драгоценные сияют заключенною в них силою добродетелей чествующих Тебя».
В книге о природе благородных камней («Liber subtilitatum») сообщается об их сверхъестественных и имеющих символическое значение свойствах так: «Пред драгоценными камнями дьявол пугливо отступает; он ненавидит и остерегается их, ибо они напоминают ему о том, что их блеск сиял раньше, чем он со всем блеском своим низвергнут был… (см. Грааль) и поскольку отдельные камни возникли от того огня, в котором кара ему предстоит… Драгоценные камни возникают на Востоке, а особенно в горячих зонах. От Солнца там горы имеют жар, подобный огню, и реки вскипают… Там, где вода касается пылающих горячих гор, они извергают пену (которая затем отвердевает и отваливается). По мере остывания у них образуется цвет и сила… Горы, в которых таким образом образуются камни столь великой драгоценности, ясны, как день. Так, происходят драгоценные камни от воды и огня. Поэтому получают они жар, влажность (прозрачность) и всякие свойства, а также служат ко многому благу, приличию и нужде… Но есть (однако) и другие камни; они образуются не в этих горах и не по описанному способу, а неким другим, никчемным путем. Такими камнями, согласно их природе, по Божьему установлению как добро, так и зло причиняются… Человек, имеющий дело с камнями, должен прежде всего быть озабочен тем, чтобы занятия его были направлены к вящей Славе Господней, ко благодати и святости».