ДОН КИХОТ Ламанчский — символическая фигура трогательно-героического, не от мира сего, романтика, который спутал мечту с жестокой действительности) и поэтому «борется с ветряными мельницами». Эту фигуру придумал Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616) в виде пародии на героя высокопарных рыцарских романов, но показал при этом в определенной мере и черты его личной жизни, взорвав первоначально запланированные рамки. Уже первая часть произведения (1605) заранее предупреждает обе всех характерных свойствах убегающего от действительности «рыцаря Печального Образа», сопровождаемого «грубо материальным» оруженосцем Санчо Пан сой, что является олицетворением своего рода «дуалистической системы».
В жестко расходящихся по смыслу высказываниях в диалогах этих двух лиц заранее вырисовывается ситуация прямо таки современной пары комиков, причем, однако, сохраняется трагический оттенок в изображении жизненного пути странствующего на своей «кляче» рыцаря после выпадающих на его долю приключений. Во второй части (1615) автор возвращает своего героя в сухую прозу жизни и позволяет ему завершить земной путь вполне богоугодно. Сервантес, очевидно, стремился поиронизировать над сильно преувеличенным «прекраснодушием» в сентиментальном стиле, так как он сам любил авантюрно-благородный элемент и отвергал пошлые рыцарские романы своего времени.
Таким образом, вошедший в поговорку Дон Кихот выражает «протест против фальшивой поэзии литературы во имя настоящей поэзии жизни… Кто с Сервантесом смеется, кто вместе с ним чувствует, тот уже его понял, неважно, ощутил ли он его влияние, читая детскую книжку, развлекательное сочинение, ругань или поучение либо высокую и глубокую поэзию» (Карл Фос слер).