ДОБРОДЕТЕЛИ — в христианском искусстве персонифицированные символические образы «трех теологических добродетелей» (вера, надежда и любовь) и «четырех главных добродетелей» (мужество, справедливость, рассудительность и умеренность), которые вместе составляют семеричность. «Теологические добродетели» означаются как дочери св.Софии (мудрости), и их важнейшими атрибутами являются: вера — пламенное сердце, крест, свеча и книга (Библия); надежда — якорь, голубь, корабль, рог изобилия; любовь (любовь к ближнему) — хрис мдн, агнец, дети, пеликан, хлеб.
Атрибутами «четырех главных добродетелей», например, являются: мужество — вооруженный всадник (рыцарь), львиная шкура, меч и щит, столп Самсона, знамя; справедливость — весы, угольник, земной шар, книга законов; рассудительность — змея («будь мудрым, как змея»), зеркало, факел, гроб (мысль о смерти); умеренность — два сосуда для смешивания воды и вина, верблюд и слон как животные для верховой езды, песочные часы, ветряная мельница.
Персонифицируются также и другие добродетели: терпение — волами; кротость — ягненком; смирение — голубем; послушание — верблюдом; выдержка — сидящей на яйцах курицей; целомудрие — лилией или единорогом; мир или единодушие (согласие) — оливковой ветвью или голубиной парой. Все эти добродетели изображаются большей частью в виде молодых женщин в длинных одеждах, нередко борющихся с пороком (душевная борьба).
Символическими растениями отдельных добродетелей являются, в частности, кедр (смирение), пальма (мудрость), кипарис (набожность), виноградные усики (умеренность), розовый куст с шипами (мужество). Подбор и атрибуты добродетелей воспроизводятся неоднозначно, они варьируют как в готической скульптуре (архитектуре), так и в живописи.