Все еще распространено поверье, что в августе 1914 года, во время первой мировой войны, ангелы появлялись на фронте, чтобы обеспечить войскам союзников победу.
Легенда гласит, что тысячи солдат во время жестокой кровавой битвы под г. Монс видели этого ангельского посланца в небе и поднялись в атаку на ненавистных захватчиков. Так называемая история «монского ангела» подтверждает, до какой степени перемешиваются мифы и реальность, правда и вымысел становятся неразличимы.
Битву союзники проиграли: им пришлось уступить яростному натиску германских войск, но дрались они с такой храбростью, что порой казалось, превосходят противника в числе. На самом же деле силы немцев были намного больше.
Взяв этот сюжет за основу, Артур Мэцен (Machen) написал рассказ «Лучники», в котором битва являлась фоном для фантазии о том, что святой Георгий вместе с призраками лучников появлялся на поле брани, чтобы обеспечить благополучный отход своих войск. Рассказ был напечатан в одной из лондонских газет спустя несколько недель после битвы. Однако вскоре ему суждено было стать чем-то большим, нежели просто придуманная история.
Согласно исследователю-скептику Мелвину Харрису, многие журналы предлагали Мэцену публикацию его рассказа. Среди них были журналы духовные, выяснявшие у автора, имел ли такой факт место на самом деле. Насколько известно, ответ был отрицательным,но по мере распространения произведения дело принимало новый оборот. Утверждают, что будто бы издатели газеты, первой опубликовавшей рассказ, понятия не имели, что, разрешая переиздание, способствовали формированию устойчивого мнения о том, что в основе произведения лежат правдивые события. Одна религиозная газета просила уполномочить ее доказать, что это было на самом деле!
Со временем рассказ видоизменился. Призрачные лучники стали ангелами, а некоторые очевидцы события (никто из которых, кстати, не был уверен в истинности происшедшего) поддержали легенду. Памфлеты продавались на каждом углу и чудесным образом повлияли на моральный дух и усилия воинов. Здесь заключается одна из основных причин того, почему рассказ получил такое распространение по всей стране и с готовностью был принят на веру. Люди хотели верить в него. И даже более того — многие семьи, отправившие на войну своих близких, не имея ни телевидения, ни радио, ни других возможностей узнать о происходящих событиях, нуждались в вере в сверхъестественную силу, защищающую их далеких любимых и родных. Может быть, власти тоже увидели, как важен рассказ для поднятия духа.
Любопытно сравнить путь превращения рассказа «Ангел Монский» из скромной фантастической истории во всеобщую веру с «набиранием силы» чиэлдским ниндзя, появившимся более чем через 70 лет. Может быть, стоило бы изучить эти феномены с точки зрения психологии и социологии религии, почаще обращая внимание на то, как вера большой группы людей может что-то «нереальное» сделать «реальным», по крайней мере, до некоторой степени.