БУРЯ — в мифологии и символике большей частью подчеркивается, что в отличие от веяния ветра это — властное проявление божественной сферы, а также орудие божественной воли. Разрушительное действие ураганных ветров, вызываемых, например, богом Сусаноо в Японии или Ху раканом у майя (откуда произошло слово «ураган»), приводит к ритуалам умиротворения, хотя часто буря и приносит столь нужный дождь.
Все это делает ее олицетворение двойственным (например, вавилонский бог бурной погоды Адад, сирийский Хадат, который также называется «повелитель изобилия», потому что он заботится о плодородии полей). Божества бури часто тождественны божествам грома и молнии. Древнеиндийские маруты, духи бури и грозы, спутники бога Индры, разбивают своими боевыми топорами башни облаков, чтобы оттуда мог пролиться дождь. В германской культуре ветер бури часто связывается с диким или яростным войском (войско Водана), с духом войны. В альпийских местностях было обыкновением разбрасывать в бурю муку и хлебные крошки для того, чтобы ее умиротворить. В эмблемах искусства барокко бурю сравнивают с ударами судьбы и мировым злом:
«Когда грозовая буря и неистовый порыв грянет,
Голубка спрячется в скале.
Когда этот мир обрушится на благочестивых.
В ранах Христа они найдут себе безопасность и покров»
(Хохберг, 1675).